Вопросы вознаграждения персонала являются актуальными в любой социально-экономической системе. Понятие «вознаграждение» в современной российской литературе и нормативных актах используется при характеристике заработной платы и других форм дохода от трудовой (гонорар, процент от выручки/прибыли, комиссионное вознаграждение) и предпринимательской деятельности (прибыль, дивиденды). Если категория «заработная плата» соотносится с трудом как с доходным занятием, в основе которого лежит экономическое принуждение и соответствующая ему форма регулирования (наемный труд), то понятие «вознаграждение» с содержательной точки зрения шире. Оно относится и к доходному занятию (наемный труд, предпринимательский труд), и к труду добровольному (волонтерскому) «надэкономическому» [1].
Являясь результатом процесса трудовой мотивации, вознаграждение может быть внешним, когда работник удовлетворяет свои потребности, благодаря стимулам внешней среды, определяющим трудовое поведение работника, и внутренним, когда работник испытывает состояние удовольствия/удовлетворения (эмоциональная/психологическая реакция).
Внешнее вознаграждение — это все формы воздействия организации на трудовое поведение работников, которые регулируются действующим законодательством РФ и корпоративными системами оплаты труда организаций.
Внутреннее вознаграждение — это все формы нефинансовых (моральных, статусных) форм поощрения. Эти формы поощрения воздействуют на эмоциональное, психологическое состояние работника, которое определяется мотивационной структурой личности, с ее психологическими особенностями и установками. Организация может лишь косвенно воздействовать на внутреннее вознаграждение, поскольку ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, и различна оценка относительной ценности вознаграждения. Внутреннее вознаграждение дает и сама работа: чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения, возможность общения в процессе труда и т.д.