О развитии в здравоохранении платных услуг можно рассуждать с двух сторон: со стороны внешней, т. е. взгляд государственных контролирующих органов (Росздравнадзор), и со стороны внутренней, включающей в себя сами медицинские учреждения.
Росздравнадзор считает, что проблемой является разграничение платной и бесплатной медицинской помощи ввиду отсутствия соответствующих норм, нет четкого разграничения, что, в свою очередь, ведет к двоякому пониманию.
Платные медицинские услуги оказываются в соответствии со ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ).
При этом важно помнить два условия:
1. Платные услуги не могут быть предоставлены на возмездной основе без согласия потребителя, которое следует получить в письменной форме. Однако, как правило, дополнительные медицинские услуги нельзя оказать без согласия пациента и безвозмездно. Закон № 323-ФЗ устанавливает обязательность получения добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство.
2. Если потребность в дополнительных медицинских услугах возникла вследствие возникновения угрозы жизни пациента, то, согласно Закону № 323-ФЗ, медицинская помощь по экстренным показаниям оказывается бесплатно [3].
Стоимость медицинских услуг зависит от следующих факторов:
— уровня потребительского спроса и полезности услуги, ее конкурентоспособности;
— цены на данный вид услуг, которую устанавливают конкуренты;
— уровня переменных и постоянных расходов медицинского учреждения, определяющих полную (коммерческую) себестоимость его услуг;
— прогноза объемов реализации услуг;
— предполагаемого объема прибыли;
— мощностей лечебного учреждения.
Но при этом, в целях реализации п. 5 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. № 1006 г. «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» утверждаются прилагаемые предельные цены (тарифы) на оказание платных медицинских услуг государственных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения Республики Бурятия, согласно приложению к приказу от 12.03.2013 г. № 262-ОД Министерства здравоохранения Республики Бурятия, согласно которому предельные цены (тарифы) на оказание платных медицинских услуг государственными бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения Республики Бурятия рассчитаны по республике таким образом, что тарифы государственных бюджетных (казенных) республиканских, городских, центральных районных учреждений здравоохранения в 1,46 раз меньше, чем у Баунтовской ЦРБ, Муйской ЦРБ, Нижнеангарской ЦРБ, и 1,2 раз меньше чем у Баргузинской ЦРБ, Курумканской ЦРБ, Окинской ЦРБ. (Например, медицинский осмотр врача-терапевта стоит 63 руб., 92 руб. и 76 руб. соответственно [4], [8]).