Для поддержания автотранспортных средств (АТС) в работоспособном состоянии необходимо проводить плановое техническое обслуживание (ТО), периодичность которого устанавливает завод-изготовитель. Рекомендуемая изготовителем периодичность ТО, измеряемая в километрах пробега или мото-ч работы, соответствует усредненным условиям эксплуатации АТС. В реальных условиях эксплуатация АТС может сопровождаться более тяжелыми нагрузками, длительной работой на холостом ходу, работой в сложных условиях эксплуатации. Учитывая возраст АТС и такие условия эксплуатации, необходимо более часто проводить ТО. Наоборот, при работе в более легких условиях эксплуатации может появиться возможность увеличить интервал между ТО. При этом нормативно-технической документацией предусмотрено увеличение периодичности ТО и широкое применение средств диагностирования технического состояния АТС, по результатам которых прогнозируются техническое состояние АТС и его остаточный ресурс. Поэтому целесообразно периодичность ТО АТС устанавливать по его фактическому состоянию.
Одним из самых нагруженных элементов АТС является двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Исправное состояние ДВС зависит от многих факторов, и одним из основных является исправное состояние системы смазки ДВС.
Как правило, одним из основных факторов, влияющих на периодичность обслуживания не только ДВС, но и АТС в целом, выступает замена смазочного материала в ДВС. Таким образом, исправное состояние ДВС невозможно без своевременной замены моторного масла, которая является одной из трудоемких и дорогостоящих работ при ТО АТС. Особенно это актуально становится при ТО карьерных автотранспортных средств, например самосвалов «БелАЗ», где объем моторного масла, необходимый для замены, может достигать более 500 л.
Становится актуальной задача диагностики технического состояния моторных масел. Существуют методы, либо требующие лабораторных условий и оборудования, либо условия проведения исследования и результаты диагностики технического состояния зависят от неформализованных и субъективных решений специалиста, который, в зависимости от своего опыта, физиологических возможностей, может принять необъективное решение по результатам диагностики. Поэтому требуются методы, позволяющие принимать объективные решения о дальнейшей эксплуатации моторного масла и корректировать периодичность ТО ДВС АТС.