В настоящее время в России существуют три направления нормативно-методического обеспечения оценки и управления ПР: в охране труда (основной документ — Трудовой кодекс РФ [1]), страховании (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ [2]) и гигиене труда (Руководство Р 2.2.1766–03 [12]). По этим направлениям предусмотрены различные подходы, противоречащие друг другу. В Трудовом кодексе РФ, отражающем направление охраны труда, установлено понятие ПР как вероятности причинения вреда здоровью при воздействии вредных производственных факторов, а в федеральном законе [2], устанавливающем требования в сфере страхования, профессиональный риск — это вероятность повреждения здоровья, связанная с выполнением работником трудовых обязанностей. Закон [2] устанавливает более широкий спектр случаев, связанных не только с воздействием вредных производственных факторов, влекущих потерю здоровья или жизни и подлежащих страхованию.
В направлении гигиены труда приведено несколько определений ПР, что дополнительно вводит классификацию по видам рисков: индивидуальные, групповые и риски для репродуктивного здоровья. При этом в Руководстве не указано, для какой конкретно группы рисков предназначена методика. Таким образом, в российском законодательстве отмечается отсутствие единого подхода к определению ПР.
В странах ЕС, напротив, имеется единый подход к определению понятия ПР — это сочетание вероятности того, что опасное событие произойдет (или воздействие будет иметь место), и тяжести травмы или ухудшения состояния здоровья, которые могут быть вызваны этим событием или воздействием [17]. Превалирует узкое понимание ПР — с позиции обеспечения безопасности в конкретных производственных условиях.
В странах ЕС правовое регулирование обеспечивает безопасность труда и охрану здоровья в тесной связи с оценкой ПР на стадии проектирования объектов и предупреждения опасностей, в отличие от российского компенсаторного подхода, когда ПР рассматривается преимущественно с позиции обязательного социального страхования.