В эпоху глобализации мировой экономики актуальной проблемой для стран — участниц ЕАЭС остается борьба с нелегальным оборотом продукции, содержащей ОИС. Сегодня незаконный оборот контрафактной продукции приобретает огромные масштабы. Возрастающий объем оборота контрафактной продукции является серьезной угрозой для экономической безопасности всех стран — участниц ЕАЭС. Сегодня одним из наиболее явных источников распространения контрафактной продукции является интернет-торговля.
Законодательно не закреплено определение контрафактной продукции на наднациональном уровне. В Российской Федерации это определение неоднозначно, а в некоторых странах-участницах и вовсе отсутствует. В связи с этим возникают трудности в понимании того, какие конкретно товары относятся к данному виду и, как следствие, в отношение каких товаров таможенные органы должны принимать меры.
Сразу следует отметить, что контрафактная продукции затрагивает права на интеллектуальную собственность. Таким образом, к контрафактным товарам на территории ЕАЭС можно отнести:
1. Товары, их этикетки и упаковки, на которых незаконно используется товарный знак (знак обслуживания) или сходное с ним до степени смешения обозначение, а также наименование места происхождения товара.
2. Незаконное тиражирование продукции, связанной с нарушением авторских и смежных прав, книг, программных продуктов, аудио- и видеозаписей.
Защита прав на ОИС таможенными органами направлена на выявление и предотвращение оборота товаров с нарушением прав правообладателей. Указанные действия таможенных органов относятся к правовым мерам и определены как пограничные меры в Cоглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее — ТРИПС) [1].
Меры, принимаемые таможенными органами стран — участниц ЕАЭС, регулируются ТК ЕАЭС, в частности статьей 124 и главой 52 ТК ЕАЭС. В соответствии с пунктом 5 статьи 384 ТК ЕАЭС таможенные органы принимают меры по защите прав на ОИС, включенные в Единый таможенный реестр и в национальные таможенные реестры стран — участниц ЕАЭС.