По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Совершенствование мер по предотвращению ввоза контрафактной продукции, применяемых таможенными органами ЕАЭС

Уханов А. И. старший преподаватель кафедры таможенного дела, Российский университет дружбы народов, e-mail: alexukhanov@mail.ru
Ушакова А. В. выпускница 2020 года по специальности «Таможенное дело», Российский университет дружбы народов, e-mail: alexsa_00@mail.ru

С каждым годом возрастает объем ввоза контрафактной продукции на территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). В настоящее время отсутствуют комплексные исследования в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (далее — ОИС) на примере всех стран — участниц ЕАЭС, что делает данное исследование актуальным.

Литература:

1. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 г. // СПС Гарант.

2. Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности от 8 сентября 2015 г. // Бюллетень международных договоров. — 2016. — № 10. — С. 29–32.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.).

5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 марта 2018 г. № 35 «О ведении единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза» // СПС КонсультантПлюс.

6. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь.

7. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.01.2020) [Электронный ресурс].

8. Кодекс об административных правонарушениях Республики Армения от 6 декабря 1985 г. [Электронный ресурс].

9. Кодекс Кыргызской Республики от 13 апреля 2017 г. № 58

10. Гражданский кодекс Российской Федерации.

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020).

12. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

13. Отчет о состоянии правоприменительной практики в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе за 2018 г., опубликованный на сайте ЕЭК.

В эпоху глобализации мировой экономики актуальной проблемой для стран — участниц ЕАЭС остается борьба с нелегальным оборотом продукции, содержащей ОИС. Сегодня незаконный оборот контрафактной продукции приобретает огромные масштабы. Возрастающий объем оборота контрафактной продукции является серьезной угрозой для экономической безопасности всех стран — участниц ЕАЭС. Сегодня одним из наиболее явных источников распространения контрафактной продукции является интернет-торговля.

Законодательно не закреплено определение контрафактной продукции на наднациональном уровне. В Российской Федерации это определение неоднозначно, а в некоторых странах-участницах и вовсе отсутствует. В связи с этим возникают трудности в понимании того, какие конкретно товары относятся к данному виду и, как следствие, в отношение каких товаров таможенные органы должны принимать меры.

Сразу следует отметить, что контрафактная продукции затрагивает права на интеллектуальную собственность. Таким образом, к контрафактным товарам на территории ЕАЭС можно отнести:

1. Товары, их этикетки и упаковки, на которых незаконно используется товарный знак (знак обслуживания) или сходное с ним до степени смешения обозначение, а также наименование места происхождения товара.

2. Незаконное тиражирование продукции, связанной с нарушением авторских и смежных прав, книг, программных продуктов, аудио- и видеозаписей.

Защита прав на ОИС таможенными органами направлена на выявление и предотвращение оборота товаров с нарушением прав правообладателей. Указанные действия таможенных органов относятся к правовым мерам и определены как пограничные меры в Cоглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее — ТРИПС) [1].

Меры, принимаемые таможенными органами стран — участниц ЕАЭС, регулируются ТК ЕАЭС, в частности статьей 124 и главой 52 ТК ЕАЭС. В соответствии с пунктом 5 статьи 384 ТК ЕАЭС таможенные органы принимают меры по защите прав на ОИС, включенные в Единый таможенный реестр и в национальные таможенные реестры стран — участниц ЕАЭС.

Для Цитирования:
Уханов А. И., Ушакова А. В., Совершенствование мер по предотвращению ввоза контрафактной продукции, применяемых таможенными органами ЕАЭС. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: