Российская Федерация входит в число крупнейших держав, которые в состоянии обеспечить внутренние потребности в углеводородном сырье за счет собственных природных энергетических ресурсов, кроме этого, есть возможность экспортировать данные ресурсы за рубеж. В настоящее время энергетика России вносит огромный вклад в социально-экономическое развитие страны, в национальную безопасность. В топливно-энергетический комплекс (далее — ТЭК) страны входят следующие отрасли: нефтяная, газовая, торфяная, угольная, электроэнергетическая, теплоснабжение. В формировании бюджетной системы Российской Федерации вышеперечисленные отрасли играют значимую роль.
Актуальность данного исследования обусловлена значительной долей поставок за рубеж минеральных энергетических ресурсов, нефти, продуктов ее перегонки, битуминозных веществ. Россия является одним из крупнейших экспортеров нефти и нефтепродуктов, поэтому роль таможенного контроля в данной области возрастает с каждым годом и требует модернизации внутренних процессов. В этой связи появляется необходимость расширения таможенного контроля и углубления его специфики для предотвращения незаконного перемещения минеральных ресурсов, защиты от недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), своевременного выявления нарушений в валютном законодательстве, проверки достоверности информации в таможенной декларации.
Целью данной статьи является выработка подходов для совершенствования механизмов таможенного регулирования перемещения товаров группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС.
Энергетическая политика Российской Федерации направлена прежде всего на максимально эффективное использование энергетических ресурсов и потенциала данного сектора не только для устойчивого экономического развития, но и для улучшения качества жизни населения, укрепления позиций на мировом рынке, повышения конкурентоспособности. В наше время очень важно контролировать топливно-энергетический сектор экономики [1]. Недобросовестные участники ВЭД пользуются любыми удобными способами для снижения таможенной стоимости товаров, нарушения требований таможенно-тарифного и нетарифного регулирования [2, 3].