Дорожные инженеры понимают, что существует множество факторов, влияющих на риск передвижения по автомагистралям, скоростным шоссе, автострадам, дорогам и улицам. Это включает в себя тип движения, объем движения, типы транспортных средств, состояние уличного покрытия и поведение каждого водителя, разделяющего дорогу. Разработчики дорожного строительства уже давно используют эффективные стратегии планирования дорожного движения, которые фокусируются на каждом риске, с которым сталкивается автомобилист. Это включает в себя рассеянное вождение, вождение в нетрезвом виде, плохо спроектированные дороги, небезопасные транспортные средства, неблагоприятные погодные условия и изменение условий движения в час пик.
Дорожные инженеры описывали нормальное движение как автомобили, управляемые трезвыми, ответственными водителями, путешествующими в относительно новых автомобилях или грузовиках, пристегнутыми ремнями безопасности и путешествующими по эффективно спроектированной дороге. Однако проектирование и строительство дорог, которые приспособлены для “нормальных поездок” автомобилистов, не всегда являются лучшими способами обеспечения безопасности во время поездок. Вместо этого статистики измеряют безопасную езду и/или поведение по количеству погибших, травм или несчастных случаев на 100 000 миль транспортного средства, где статистика дает гораздо более четкое представление о том, насколько безопасны дороги на самом деле для водителей, пассажиров, пешеходов и велосипедистов.
Чтобы гарантировать, что дороги действительно безопасны и эффективны, инженер должен учитывать каждую цель планирования. Это включает в себя сокращение перегруженных участков на дорогах, улучшение систем управления дорожным движением, быстрый доступ к дороге со стороны служб скорой медицинской помощи, реагирующих на несчастные случаи и травмы, соблюдение правил дорожного движения и способы просвещения общественности.
Дороги страны регулярно перестраиваются и модернизируются, чтобы повысить безопасность и эффективность передвижения населения в частных и коммерческих автомобилях. На протяжении десятилетий Федеральное управление автомобильных дорог (FHA) давало рекомендации местным, региональным и государственным органам власти о том, как уменьшить число погибших и тяжелых травм на дорогах. К сожалению, изыскание средств на строительство новых дорог и улучшение существующих дорог происходит медленно. Популярные рекомендации Федерального управления автомобильных дорог включают в себя: