По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.37:332.2

Совершенствование институциональных основ учета информации о землях сельскохозяйственного назначения

Воробьев А. В. канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Землеустройство и кадастры» Е-mail: alexandr-vorobyov@ mail.ru, Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград
Федюнина Е. Н. канд. экон. наук, доцент кафедры «Социальнокультурный сервис» Е-mail: elena.fedyunina@mail.ru, Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград
Оганесян Л. О. канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Землеустройство и кадастры» Е-mail: oganesian@bk.ru, Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград

В статье представлена концепция авторов о совершенствовании институциональных основ обеспечения информационной системы учета земель сельскохозяйственного назначения. Выявлены причины информационной асимметрии, обусловленные искажением информации в первичном учете земель на местном уровне, отсутствием механизма взаимосвязи государственной статистической отчетности и единого государственного реестра недвижимости, что приводит к размыванию прав земельной собственности и сдерживанию позитивного эффекта земельных преобразований.

Литература:

1. Бухтояров Н.И. Развитие системы информационного обеспечения управления землями сельскохозяйственного назначения // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. — 2018. — № 3. — С. 238–249.

2. Воробьев А.В. Земельная реформа в Волгоградской области: монография. — Волгоград: Волгоградский ГАУ, ИПК «Нива», 2014. — 164 с.

3. Воробьев А.В. Земельные ресурсы Волгоградской области и их оценка. — Волгоград: ООО «Издательство Волгоград», 2006. — 44 с.

4. Воробьев А.В., Смыков А.В. Землеустроительное обеспечение земельной реформы в Волгоградской области // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. — 2015. — № 4 (40). — С. 228–233.

5. Воробьев А.В., Федюнина Е.Н., Оганесян Л.О. Совершенствование земельных отношений на региональном уровне с учетом ретроспективного анализа земельных преобразований // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2019. — № 1. — С. 26–30.

6. Комов Н.В. О создании системы единого государственного управления земельными ресурсами России // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2019. — № 1. — С. 5–8.

7. Липски С.А., Рязанцев И.И. Роль и значение характера земельных отношений для развития аграрного сектора экономики: теоретические положения и первоочередные задачи // Вестник АПК Ставрополья. — 2017. — № 3. — С. 71–75.

8. Оганесян Л.О., Федюнина Е.Н. Формирование институциональной среды функционирования рынка сельскохозяйственных земель // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. — 2014. — № 4 (36). — С. 265–269.

9. Распоряжение Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.11.2013 № 2577‑р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gosim.volgograd.ru/upload/iblock/16b/ rasporyazhenie-_-2577_r-ot-27.11.2013.pdf

10. Федюнина Е.Н., Оганесян Л.О., Воробьев А.В. Парадигма земельной собственности в контексте теории прав собственности // Финансовая экономика. — 2018. — № 9. — С. 400–405.

11. Юрикова Ю.Ю. Теоретические аспекты формирования механизма регулирования земельных отношений // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. — 2018. — № 3. — С. 250–257.

Проблема совершенствования институциональной системы регулирования земельных отношений является актуальной, исследуется во многих работах, однако нет единой точки зрения относительно ведения учета и формирования единой информационной базы землеустроительной документации [1; 6 с. 7; 7, 8, 11].

Сопровождение земельных преобразований на местном уровне во многом зависит от состава и содержания землеустроительной документации. Так, в Волгоградской области были разработаны схемы землеустройства, одновременно охватывающие все административные территории, в которых были отражены вопросы перераспределения земель, местоположения целевых земельных фондов, сформированы массивы сельскохозяйственных угодий для образования новых форм хозяйствования, уточнены границы и площади категорий земель. Следует отметить, что в процессе проведения земельных преобразований соблюдался основной принцип учета земельного фонда, заключающийся в том, что сумма площадей земельных участков всегда должна равняться общей площади категории земель. Однако в современных условиях развития земельных отношений данный принцип не соблюдается, что привело в регионе к искажению информации, в результате чего площадь земель сельскохозяйственного назначения в ЕГРН отличается от площади по статистической отчетности на 5,6 млн га. Это констатирует факт искажения статистических данных, так как в ЕГРН поставлены на кадастровый учет земли, которых нет в наличии. Данное обстоятельство негативно сказывается на объективности результатов кадастровой оценки земель, отрицательно влияет на рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения. В сложившихся условиях возникла необходимость совершенствовать институциональные основы учета земель, что позволит сохранить первичные материалы основополагающей землеустроительной документации, связанной с приватизацией земель сельскохозяйственного назначения, и систематизировать информацию об образовании земельных долей с целью уточнения их места в современной системе ЕГРН.

Для Цитирования:
Воробьев А. В., Федюнина Е. Н., Оганесян Л. О., Совершенствование институциональных основ учета информации о землях сельскохозяйственного назначения. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: