Республика Казахстан (РК) является одним из членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Согласно данным Департамента статистики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Республика Казахстан занимает второе место после РФ по объему экспорта товаров в третьи страны в 2021 г., на долю РК приходится около 10 % всего экспорта стран ЕАЭС. По объему импорта товаров из третьих стран в 2021 г. РК также занимает второе место после РФ, на долю РК приходится около 7 % всего импорта стран ЕАЭС [1].
Из вышеизложенного следует, что РК является одним из важнейших членов ЕАЭС, уступая только РФ с точки зрения лидерства.
Как известно, в рамках ЕАЭС применяется единое таможенное регулирование, в торговле между странами ЕАЭС отсутствует таможенный контроль и таможенное декларирование товаров. В частности, в странах ЕАЭС применяются единые правила таможенного декларирования товаров [2].
Вместе с тем каждый член ЕАЭС самостоятельно формирует информационную систему (ИС) для функционирования электронной формы таможенного декларирования товаров, которая является приоритетной в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС. Так, в РК используется ИС «Интегрированный таможенный компонент автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования» (АСТАНА-1), ее интерфейс показан на рисунке 1.
В настоящее время ИС «АСТАНА-1» имеет множество недостатков, которые значительно препятствуют развитию института таможенного декларирования товаров в Республике Казахстан. Исследование указанных проблем в целях выработки путей их решения обусловило актуальность данной статьи.
Одной из серьезнейших недоработок ИС «АСТАНА-1» является проверка мер нетарифного регулирования. ИС «АСТАНА-1», созданная в целях автоматизации и упрощения процесса подачи деклараций на товары (ДТ), должна предусматривать понятный и простой функционал по проверке заявленных данных в ДТ. Декларант при заполнении ДТ в ИС «АСТАНА-1» рассчитывает на полный и объективный форматно-логический контроль (ФЛК) информационной системы, которая бы выявляла все ошибки и отсутствие необходимой информации в заявляемых в ДТ сведениях. Например, когда по коду ТН ВЭД не заполнена принадлежность по объектам интеллектуальной собственности или сертификации, то ИС «АСТАНА-1» справедливо требует указания необходимой позиции. Но, когда имеет место многоуровневая кодификация (заполнение второго подраздела кода ТН ВЭД), ФЛК ИС «АСТАНА-1» не выявляет отсутствия полноты заявляемых сведений. Так, например, по коду ТН ВЭД 8523599900 есть принадлежность к отходам (С0130) и к криптографии (С1610). При указании сведений о принадлежности к отходам необходимо также указать еще один маркер запретов и ограничений — С1400 (рис. 2) — это принадлежность к радиоэлектронным средствам и высокочастотным устройствам (РЭС и ВЧУ) [4]. ФЛК не указывает декларанту на эту ошибку и принимает ДТ в данном виде. При фактическом наличии принадлежности товара к РЭС и ВЧУ возникает факт недостоверного декларирования. На наш взгляд, ответственность за данное правонарушение лежит и на органах государственного контроля, использующих ИС «АСТАНА-1».