По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.5

Совершенствование электронного таможенного декларирования товаров в Республике Казахстан

Худжатов М. Б. канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

В статье проанализированы актуальные проблемы таможенного декларирования товаров в электронной форме в Республике Казахстан. По результатам анализа указанных проблем предложен ряд мероприятий, направленных на развитие института таможенного декларирования товаров в Республике Казахстан.

Литература:

1. Bнешняя и взаимная торговля товарами ЕАЭС [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ tradestat/time_series/Pages/default.aspx.

2. Вахрушев, В. Ю., Худжатов, М. Б. Логистические стратегии в странах Евразийского экономического союза в санкционных условиях // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. — 2022. — № 2. — С. 28–35.

3. Информационная система «АСТАНА-1» [Электронный ресурс]. — URL: http://212.154.167.54/index.jsf.

4. Воротынцева, Т. М., Пухач, А. С. Мировой опыт применения мер нетарифного регулирования // Зеленый коридор. — 2021. — № 4 (18). — С. 23–30.

5. Леонтьева, Т. А., Шевчук, П. С. Условно выпущенные товары и таможенный контроль после выпуска товаров // Инновационные научные исследования в современном мире: Сборник трудов по материалам VIII Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. — Уфа, 2022. — С. 19–24.

6. Антипова, А. Д. Особенности корректировки таможенной стоимости // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 2-2 (41). — С. 88–92.

7. Кегенбеков, Ж. К., Змановский, А. В. Пути совершенствования системы электронного таможенного декларирования в Казахстане // Научные проблемы водного транспорта. — 2021. — № 66. — С. 123–132.

8. Загидуллина, З. Р. Анализ двусторонней торговли Казахстана и России и потенциал ее наращивания // Мировая наука. — 2022. — № 7 (64). — С. 22–28.

1. External and mutual trade in goods of the EAEU. Available at: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/time_series/ Pages/default.aspx.

2. Vakhrushev, V. Yu., Khudzhatov, M. B. Logistic strategies in the countries of the Eurasian Economic Union under sanctions. Bulletin of the Moscow Financial and Law University MFLA. 2022, No. 2, рр. 28–35.

3. Information system "ASTANA-1". Available at: http://212.154.167.54/index.jsf

4. Vorotyntseva, T. M., Pukhach, A. S. World experience in the application of nontariff regulation measures. Green Corridor. 2021, No. 4 (18), pp. 23–30.

5. Leontieva, T. A., Shevchuk, P. S. Conditionally released goods and customs control after the release of goods. In the collection: Innovative scientific research in the modern world. Collection of works based on materials of the VIII All-Russian competition of research works. Ufa, 2022, pp. 19-24.

6. Antipova, A. D. Peculiarities of adjusting the customs value. International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2020, No. 2-2 (41), pp. 88–92.

7. Kegenbekov, Zh. K., Zmanovsky, A. V. Ways to improve the system of electronic customs declaration in Kazakhstan. Scientific problems of water transport. 2021, No. 66, P. 123–132.

8. Zagidullina, Z. R. Analysis of bilateral trade between Kazakhstan and Russia and the potential for its growth. World Science. 2022, No. 7 (64), pp. 22–28.

Республика Казахстан (РК) является одним из членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Согласно данным Департамента статистики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Республика Казахстан занимает второе место после РФ по объему экспорта товаров в третьи страны в 2021 г., на долю РК приходится около 10 % всего экспорта стран ЕАЭС. По объему импорта товаров из третьих стран в 2021 г. РК также занимает второе место после РФ, на долю РК приходится около 7 % всего импорта стран ЕАЭС [1].

Из вышеизложенного следует, что РК является одним из важнейших членов ЕАЭС, уступая только РФ с точки зрения лидерства.

Как известно, в рамках ЕАЭС применяется единое таможенное регулирование, в торговле между странами ЕАЭС отсутствует таможенный контроль и таможенное декларирование товаров. В частности, в странах ЕАЭС применяются единые правила таможенного декларирования товаров [2].

Вместе с тем каждый член ЕАЭС самостоятельно формирует информационную систему (ИС) для функционирования электронной формы таможенного декларирования товаров, которая является приоритетной в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС. Так, в РК используется ИС «Интегрированный таможенный компонент автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования» (АСТАНА-1), ее интерфейс показан на рисунке 1.

В настоящее время ИС «АСТАНА-1» имеет множество недостатков, которые значительно препятствуют развитию института таможенного декларирования товаров в Республике Казахстан. Исследование указанных проблем в целях выработки путей их решения обусловило актуальность данной статьи.

Одной из серьезнейших недоработок ИС «АСТАНА-1» является проверка мер нетарифного регулирования. ИС «АСТАНА-1», созданная в целях автоматизации и упрощения процесса подачи деклараций на товары (ДТ), должна предусматривать понятный и простой функционал по проверке заявленных данных в ДТ. Декларант при заполнении ДТ в ИС «АСТАНА-1» рассчитывает на полный и объективный форматно-логический контроль (ФЛК) информационной системы, которая бы выявляла все ошибки и отсутствие необходимой информации в заявляемых в ДТ сведениях. Например, когда по коду ТН ВЭД не заполнена принадлежность по объектам интеллектуальной собственности или сертификации, то ИС «АСТАНА-1» справедливо требует указания необходимой позиции. Но, когда имеет место многоуровневая кодификация (заполнение второго подраздела кода ТН ВЭД), ФЛК ИС «АСТАНА-1» не выявляет отсутствия полноты заявляемых сведений. Так, например, по коду ТН ВЭД 8523599900 есть принадлежность к отходам (С0130) и к криптографии (С1610). При указании сведений о принадлежности к отходам необходимо также указать еще один маркер запретов и ограничений — С1400 (рис. 2) — это принадлежность к радиоэлектронным средствам и высокочастотным устройствам (РЭС и ВЧУ) [4]. ФЛК не указывает декларанту на эту ошибку и принимает ДТ в данном виде. При фактическом наличии принадлежности товара к РЭС и ВЧУ возникает факт недостоверного декларирования. На наш взгляд, ответственность за данное правонарушение лежит и на органах государственного контроля, использующих ИС «АСТАНА-1».

Для Цитирования:
Худжатов М. Б., Совершенствование электронного таможенного декларирования товаров в Республике Казахстан. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: