Повышение экологической безопасности автомобильного транспорта обеспечивается реализацией различных конструктивно-технологических мероприятий совершенствования колесных транспортных средств (КТС), среди которых присутствуют отдельные и комплексные кардинальные и радикальные эволюционные и революционные меры. И внимание разработчиков передовых технологий уделяется различным проявлениям оптимизации по критерию экологической безопасности, начиная с использования альтернативных традиционным углеводородным в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) источников энергии традиционных силовых агрегатов приводов и заканчивая их инновационными типами. Это разнообразие позволяет на каждом конкретном этапе совершенствования выбрать приемлемый вариант реализации рассматриваемых мероприятий для достижения поставленной цели с учетом отдельного КТС и парка подвижного разного уровня концентрации.
Так, например, по результатам аналитического и анкетного опросного исследования немецкой фирмы Fourmanagement, проведенного на транспортных предприятиях Германии более чем с 740 тыс. единиц подвижного состава с допустимой полной массой более 3,5 т, установлено [1], что из 42500 единиц, поступивших в эксплуатацию с 2017 года, 25 тыс. единиц — главным образом с допустимой полной массой более 12 т и 96% из них — с дизельным приводом. Около 32500 единиц грузового подвижного состава оснащены газодизелями на сжатом (15600 единиц), сжиженном (12350 единиц) природном газе и приводами на гибридной и чистой электротяге (4550 единиц). На основе этой статистики оцениваются отношение транспортных предпринимателей к приводам на альтернативном топливе и инфраструктурная обеспеченность реализации концепции правительства Германии по электрификации транспортного процесса.
Не последнее место в ряду альтернативных источников экологически чистой энергии занимают водородные топливные элементы (ТЭ) бортового генерирования электроэнергии для тягового электродвигателя. Перспективное масштабирование на уровне конкретной энергогенерирующей производительности водородных ТЭ, адаптированных к реальной потребляемой мощности силового агрегата электромобиля, обещает [2] реализацию многообещающих энергоэффективных решений в сегменте коммерческих автомобильных КТС. Это наглядно демонстрируется по результатам сотрудничества коллективов исследователей из консалтингово-технологических компаний ElringKlinger из Деттингена/Эрмса, FEV из Аахена и Технического университета федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия (Германия), разработавших, изготовивших, успешно откалибровавших и испытавших систему ТЭ на платформе энергетического модуля электромобиля на стенде в камере для климатических испытаний. Ее высокий потенциал для коммерческого транспорта с мощностью электропривода от 30 до 200 кВт продемонстрирован до 60% повышенным коэффициентом полезного действия (КПД) электромобильной энергетики с ТЭ, зафиксированным по многочисленным фактам стендовых испытаний.