По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Совершенствование экологической безопасности автотранспорта. Часть 2: альтернативы

В. А. Грушников канд. техн. наук, старший научный сотрудник ВИНИТИ РАН, г. Москва, e-mail: v.grushnikov@mail.ru

Вызванные необходимостью замены двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с выбросами в атмосферный воздух вредных веществ вместе с отработавшими газами дружелюбными к окружающей среде силовыми агрегатами приводов автомобильных колесных транспортных средств (КТС) поиски технологичных альтернатив привели к необходимости использования электроэнергии, генерируемой и реализуемой из разных, в том числе возобновляемых, источников энергии. Электрификация автотранспорта стала уже устоявшейся, хотя и совсем не новой, известной уже более 100 лет тенденцией автомобилизации.

Литература:

1. Elektrisch im Dienst // Ind.-Anz.— 2019.— Т. 141, № 9–10.— Р. 46–48.

2. Mohrdieck C., Dehn S. Das intelligente Drennstoffzellen-Plug-in-HybridAntriebssystem des Mercedes-Benz GLC F-Cell // MTZ: Motortechn. Z.— 2019.— T. 80, № 1.— Р. 32–40.

3. Thiem M., Hummel N., Beidl C. Betriebsbedingungen für systeme zur Abgasnachbehandlung im hybridisierten Nutzfahrzeug // ATZ: Automobiltechn. Z.— 2019.— Т. 80, № 7–8.— Р. 94–100.

4. Nafari A., Mazoyer S. All-in-oneAntrieb für Hybrid- und Elektrofahrzeuge // MTZ: Motortechn. Z.— 2019.— T. 80, № 6.— Р. 88–91.

5. Heseding J., Schünenmann G., Dieckmann T. Nutzfahrzeugtrailer mit Hybridfunktion // ATZ: Automobiltechn. Z.— 2019.— T. 121, № 5.— Р. 38–40.

6. Janssen P., Hellenbroich G., Lahey H.P. Hochintegrierte elektrische Antriebsachse für Pkw // MTZ: Motortechn. Z.— 2019.— T. 80, № 4.— Р. 66–69.

7. Deiml M., Eriksson T., Schneck M., Tan-Kim A. Hochdrehende E-Antriebseinheit für nãchsste Fahrzeuggeneration // ATZ: Automobiltechnische Zeitschrift.— 2019.— Т. 121, № 6.— Р. 42–43, 46.

8. Barth S., Fischer M., Bötther J. Analyse kundenrelevanter Vorteile der 48-V-Hybridisierung // MTZ: Motortechn. Z.— 2018.— T. 79, № 12.— Р. 52–58.

9. Mitterecker H., Wancura H., Weißbäck, Hoffmann S. Der elektrifizierte Diesel — Vom Konzept zur Fahrzeugintegration // MTZ: Motortechn. Z.— 2019.— Т. 80, № 11.— Р. 18–27.

Наряду с совершенствованием таких компонентов бортовой энергосети, как электромашины с функциями тяговых электродвигателей и генераторов электроэнергии в режиме рекуперативного торможения и главным образом аккумуляторных батарей, определяющих дальность автономного хода, темпы активно начавшейся электромобилизации зависят от продолжительности зарядки аккумуляторов КТС на тех или иных электрозарядных станциях.

Именно эти технические устройства лимитируют успешность и стоимость эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования электрифицированных КТС с гибридным и чисто электрическим приводом с определенными характеристиками. Первые должны стать более энергоемкими и менее тяжелыми для эффективной реализации возможностей электропривода, вторые должны быть оптимально размещены на дорожной сети регионов для бесперебойного и доступного снабжения электрифицированного подвижного состава электроэнергией исходя из его концентрированного размещения на обслуживаемых территориях транспортной сети.

В конкретном исследовании немецкой компании Fulda эти аспекты анализируются [1] на подконтрольной автомагистрали федерального значения между Мюнхеном и Гамбургом. А в пилотном исследовательском проекте разработки, изготовления и эксплуатации электротранспорта участвуют шведско-швейцарский инновационный энергетический альянс АВВ со своей концепцией Terra-HP-System быстрой (до 8 минут) зарядки автомобильных аккумуляторных батарей мощностью 350 кВт, производитель электрозарядных станций Phoenix Contact, торговый дом Jettingen-Scheppach, автомобильные концерны BMW, Porsche, электротехнический Siemens и технологическая компания Allego (все — Германия).

В качестве оптимального варианта на предварительном этапе опытной подконтрольной эксплуатации рассматривается электрозарядная станция Phoenix Contact мощностью 450 кВт, за 3 минуты обеспечивающая зарядку аккумуляторной батареи энергоемкостью 90 кВт·ч электромобиля Porsche с последующей автономностью хода 100 км, 15-минутной до 80% полноты зарядки аккумуляторов электромобиля BMW i3. Вариантами оснащения этих электрозарядных установок являются однофазные генераторы переменного тока или трехфазные генераторы постоянного тока напряжением от 30 до 400 В. Кроме того, рассматриваются возможности использования 800-вольтных зарядных станций с 10-минутной процеду,рой и 300 км автономного пробега электромобиля. Все они в серийном предложении с 2022 года должны оснащаться универсальными розеточными разъемами.

Для Цитирования:
В. А. Грушников, Совершенствование экологической безопасности автотранспорта. Часть 2: альтернативы. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала