Процесс продажи продукции (работ, услуг) является завершающей стадией кругооборота капитала в деятельности организации. При этом, завершая кругооборот средств, в процессе продажи происходят возмещение затрат за счет выручки, погашение обязательств перед бюджетом по налоговым платежам внебюджетными фондами, учреждениями банков по полученным кредитам, поставщиками и подрядчиками, персоналом организации по оплате труда и др.
Выручка от продажи продукции (работ, услуг) формирует доходы от обычной деятельности организации, а себестоимость ее продажи с коммерческими и управленческими издержками — расходы. Прибыль либо убыток от продаж продукции, в свою очередь, являются конечными результатами работы организации и характеризуют эффективность ее основной деятельности. Финансовая устойчивость организации во многом определяется ее финансовыми результатами, а также конкурентоспособностью выпускаемой продукции, спросом на нее на внутреннем и внешнем рынках, объемом продажи и затратами на производство данного вида продукции. Развитие и укрепление рыночных отношений делают все более значимыми проблемы рациональной организации бухгалтерского учета и контроля продажи сельскохозяйственной продукции.
Полное, своевременное и достоверное отражение в бухгалтерском учете операций по продажам сельскохозяйственной продукции является необходимым условием обоснованного и объективного формирования доходов, расходов и конечных финансовых результатов сельскохозяйственных организаций.
Изучению проблемы учета и контроля продажи сельскохозяйственной продукции посвятили свои труды Р.А. Алборов [3], Л.И. Хоружий [3; 10–12], Ю.И. Сигидов [7], С.М. Концевая [1; 3] и др.
Для дальнейшего совершенствования учета и контроля продажи сельскохозяйственной продукции необходимо исходить не только из особенностей сельского хозяйства, но и из тенденций развития современной экономики и информационных потребностей управления сельскохозяйственной деятельностью.
Цель исследования: обоснование концептуальных основ и разработка рекомендаций по совершенствованию учета и контроля продажи сельскохозяйственной продукции.