По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.3 DOI:10.33920/med-10-2302-07

Социология актуальных аспектов сестринского дела

Каспрук Людмила Ильинична д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет», Е-mail: Kaspruk61@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-2782-7916

Международный день всеобщего охвата услугами здравоохранения отмечается 12 декабря. В вышеуказанном формате несомненна актуальность работы подготовленного сестринского медперсонала как самого многочисленного сектора в оказании населению первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Вопросы взаимоадаптации кадров в формате собственно здравоохранения и образования конкурентоспособных специалистов в плане ПМСП с направлением деятельности по вектору экономической системы и медицинского рынка труда, регистрация удовлетворенности населения и обучающегося медперсонала представляют собой основы совершенствования подготовки путем создания новаторских программ. В исследовании выявлены направления реформирования учебного процесса сестринского состава — медицинских сестер, фельдшеров, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.

Литература:

1. Каспрук Л.И. К вопросу об инновационных технологиях в профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование. 2021; 5 (309): 27–30.

2. Каспрук Л.И. Исследование качества подготовки кадров при применении инновационных педагогических методов в медицинском образовании. Медицинское образование и вузовская наука. 2019; 1 (15): 40–44.

3. Каспрук Л.И. Историко-медицинский анализ подготовки сестринского медицинского персонала, участвующего в оказании первичной медико-санитарной помощи населению. Справочник врача общей практики. 2018; 1 (162): 59–65.

4. Темкина А.А. Студенты сестринского дела: между идеалами и практикой профессии. Социологические исследования. 2017; 7: 24–31.

5. Хусаенова, А.А. Совершенствование подготовки медицинских сестер как актуальная проблема реформирования системы здравоохранения / А.А. Хусаенова, Л.М. Насретдинова, Р.Р. Богданов. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). Самара: АСГАРД, 2016: 5759. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10953/ (дата обращения: 04.12.2022).

1. Kaspruk, L. I. K voprosu ob innovatsionnykh tekhnologiiakh v professionalnom obrazovanii [On the issue of innovative technologies in vocational education] // Srednee professionalnoe obrazovanie [Secondary Vocational Education]. — 2021. — No. 5 (309). — P. 27–30. (In Russ.)

2. Kaspruk, L. I. Issledovanie kachestva podgotovki kadrov pri primenenii innovatsionnykh pedagogicheskikh metodov v meditsinskom obrazovanii [Study of the quality of personnel training in the application of innovative pedagogical methods in medical education] // Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaia nauka [Medical Education and University Science]. — 2019. — No. 1 (15) — P. 40–44. (In Russ.)

3. Kaspruk, L. I. Istoriko-meditsinskii analiz podgotovki sestrinskogo meditsinskogo personala, uchastvuiushchego v okazanii pervichnoi mediko-sanitarnoi pomoshchi naseleniiu [Historical and medical analysis of the training of nursing personnel involved in the provision of primary health care to the population] // Spravochnik vracha obshchei praktiki [Journal of Family Medicine]. — 2018. — № 1 (162). — P. 59–65. (In Russ.)

4. Temkina, A.A. Studenty sestrinskogo dela: mezhdu idealami i praktikoi professii [Nursing students: between the ideals and practice of the profession] // Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Studies]. 2017. No. 7. P. 24–31. (In Russ.)

5. Khusaenova, A.A. Sovershenstvovanie podgotovki meditsinskikh sester kak aktualnaia problema reformirovaniia sistemy zdravookhraneniia [Improving the training of nurses as an urgent problem of reforming the healthcare system] / A.A. Khusaenova, L.M. Nasretdinova, R.R. Bogdanov. — Text: direct // Aktualnye voprosy sovremennoi pedagogiki [Topical Issues of Modern Pedagogy]: materials of the IX Intern. scientific conf. (Samara, September 2016). — Samara: LLC «Publishing House ASGARD», 2016. — P. 57–59. — Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10953/ (accessed: 12/04/2022). (In Russ.)

Дата поступления рукописи в редакцию: 12.11.2022.

Дата принятия рукописи в печать: 10.12.2022.

Date of receipt of manuscript at the editorial office: 11/12/2022.

Date of acceptance of the manuscript for publication: 12/10/2022.

12 декабря — Международный день всеобщего охвата услугами здравоохранения. Сестринский медперсонал — самый многочисленный отряд оказания населению первичной медико-санитарной помощи. В современное время требуется наличие сестринского медицинского персонала, высокопрофессионально подготовленного к работе. Предъявляются более четкие и высокие условия к подготовленности общемедицинских кадров для деятельности в отрасли. Вышеизложенное требует принципиально обновленных, отвечающих требованиям науки парадигм к разрешению выявленных проблем. Необходимо корректирование эталонов как, во-первых, суммарной нуждаемости в медицинском кадровом составе, так и, во-вторых, проектов учебных планов. Модернизация касается не только учреждений, где оказывается медицинская помощь, но и учебных заведений, в которых обучаются медицинские специалисты. Вышеозначенная процедура выявила «болевые точки» не только в формате обновления инфраструктуры, аспекты материально-технического оснащения, но и важнейшие варианты преобразований в процессе обучения и воспитания сестринского состава — медицинских сестер, фельдшеров, — которые прежде всего выполняют нагрузку оказания первичной медико-санитарной помощи населению и др. [1, 5].

Цель: обоснование модернизации подготовки сестринских кадров для первичной медико-санитарной помощи.

Методы: аналитический, статистический, социологический.

На сегодняшний день выпускники должны владеть действенными современными медсестринскими алгоритмами — методами, новейшими формами и примерами медсестринской практической деятельности. При обращении к принципиально новым организационным средствам функциональной деятельности медсестринского состава высокопрофессиональное обслуживание — медицинский сестринский уход — выполняет подготовленный специалист, независимо осуществляющий свои суждения в компетентностном контексте. Подчеркнем в этой связи клиническую и экономическую эффективность оказания населению первичной медико-санитарной помощи. Немаловажным в данном контексте представляется факт морально-этического удовлетворения результатами своего труда.

Для Цитирования:
Каспрук Людмила Ильинична, Социология актуальных аспектов сестринского дела. Справочник врача общей практики. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: