По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2408-03

Социокультурный дискурс теории соцреализма и его отражение в «деревенской прозе»*

Широглазова Наталья Сергеевна АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15, E-mail: nshiroglazova@rambler.ru, ORCID: 0009-0001-9011-2158
Баранова Татьяна Николаевна АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15, E-mail: bysinka27@mail.ru, ORCID: 0000-0003-0516-2773

В работе в свете доминантных представлений современной культурологии рассматриваются вопросы отражения принципов соцреалистического искусства в художественных текстах так называемой «деревенской прозы», в частности в творчестве В.М. Шукшина. На основе анализа ранних шукшинских рассказов показано, что вопреки устоявшимся представлениям каноны теории и практики искусства соцреализма не стесняли творческую свободу яркого советского прозаика, не вступали в противоречие с его авторской волей и творческим заданием. Продемонстрировано, что рассказы Шукшина 1960–1970-х гг., в отличие от авангардных тенденций литературы андеграунда тех лет, оставались в общем русле литературы социалистического реализма, не вступая с ним в противодействие. Наоборот, в исторической ситуации расцвета и укрепления социализма писатель-«деревенщик» продолжал работать в традиции реалистической литературы, с одной стороны, наследуя классические принципы письма, с другой — на творческом уровне расширяя границы идейно-тематических и нравственно-психологических приемов литературы соцреализма.

Литература:

1. Богатырев Д.К., Святославский А.В. Мифология и поэтика социалистического реализма // Проблемы исторической поэтики. — 2024. — № 22 (1). — С. 250–272.

2. Богатырева Е.А. Еще раз о соцреализме // Культурологический журнал. — 2010. — № 1. — С. 8–21.

3. Богданова О.В., Баранова Т.Н. Религиозные мотивы в советской прозе М. Шолохова (рассказ «Семейный человек») // Научный диалог. — 2024. — Т. 13, № 4. — С. 189–206.

4. Богданова О.В., Цветова Н.С. Скрещение эпох... Русская проза 1960–2020-х годов. — СПб.: Алетейя, 2023. — 374 с.

5. Гломшток И. Тоталитарное искусство. — М.: Галарт, 1994. — 294 с.

6. Голубков М.М. Русская литература ХХ века. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2024. — 238 с.

7. Горький М. О литературе. Статьи и речи. 1928–1935. — М.: Гослитиздат, 1935. — 429 с.

8. Гройс Б. Искусство утопии. — М.: Художественный журнал; Знак, 2003. — 320 с.

9. Иванов А.А. Субъект и «нулевое означающее»: к вопросу о различии традиции и модерна // Ученые записки КнАГТУ. Науки о человеке, обществе и культуре. — 2016. — № 1–2 (25). — С. 42–47.

10. Иващенко Я.С., Иванов А.А. Неоязычество в художественных практиках современной России: этнокультурные рецепции, коммуникативные технологии, ценностные основания: монография. — СПб.: РХГА, 2023. — 192 с.

11. Преодолевшие соцреализм. Авангард 1970–1980-х в борьбе с социалистическим реализмом: колл. монография / Под ред. О.В. Богдановой. — СПб.: Алетейя, 2023. — 332 с.

12. Программа ХХIV Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге, 22 мая — 1 июня 2024 г. — СПб.: РХГА им. Ф.М. Достоевского, 2024. — 40 с.

13. Смит Т. Одна и пять идей. О концептуальном искусстве и концептуализме. — М.: Ad Marginem, 2023. — 192 с.

14. Соцреалистический канон / Под ред. Е. Добренко, Х. Гюнтера. — СПб.: Академический проект, 2000. — 1040 с.

15. Степанян Н.С. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х. — М.: Эксмо, 1999. — 316 с.

16. Твардовский А.Т. Василий Теркин. Книга про бойца / Послесл. Ю. Буртина. — М.: Детская литература, 1980. — 207 с.

17. Терехова М.В. Костюмная тропология соцреализма: сдвиги вестиментарной семантики в текстах высокого и позднего сталинизма // Логос. — 2022. — Т. 32, № 4 (149). — С. 121–152.

18. Терехова М.В. Одежды соцреализма: вестиментарный дискурс в литературе и периодике высокого и позднего сталинизма // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2021. — № 3 (61). — С. 215–252.

19. Устав Союза советских писателей СССР. — М.: ОГИЗ, 1935. — 16 с.

20. Шукшин В.М. Любавины. Сельские жители. Рассказы. — Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1987. — 464 с.

21. Шукшин В.М. Собрание сочинений: в 6 кн. — М.: Надежда-1, 1998. — Кн. 2. Верую! — 512 с.

22. Шукшин В.М. Характеры. Рассказы. — М.: Современник, 1973. — 214 с.

1. Bogatyrev D.K., Svyatoslavskij A.V. Mifologiya i poetika socialisticheskogo realizma // Problemy istoricheskoj poetiki. — 2024. — № 22 (1). — S. 250–272.

2. Bogatyreva E.A. Eshche raz o socrealizme // Kul’turologicheskij zhurnal. — 2010. — № 1. — S. 8–21.

3. Bogdanova O.V., Baranova T.N. Religioznye motivy v sovetskoj proze M. Sholohova (rasskaz «Semejnyj chelovek») // Nauchnyj dialog. — 2024. — T. 13, № 4. — S. 189–206.

4. Bogdanova O.V., Tsvetova N.S. The crossing of epochs... Russian prose of the 1960s — 2020s. — St. Petersburg: Aleteya, 2023. — 374 p.

5. Glomshtok I. Totalitarnoe iskusstvo. — Moscow: Galart, 1994. — 294 s.

6. Golubkov M.M. Russkaya literatura ХХ veka. — 2-e izd., ispr. i dop. — Moscow: Yurajt, 2024. — 238 s.

7. Gor’kij M. O literature. Stat’i i rechi. 1928–1935. — Moscow: Goslitizdat, 1935. — 429 s.

8. Grojs B. Iskusstvo utopii. — Moscow: Hudozhestvennyj zhurnal; Znak, 2003. — 320 s.

9. Ivanov A.A. Sub’ekt i «nulevoe oznachayushchee»: k voprosu o razlichii tradicii i moderna // Uchenye zapiski KnAGTU. Nauki o cheloveke, obshchestve i kul'ture. — 2016. — № 1–2 (25). — S. 42–47.

10. Ivashchenko Ya.S., Ivanov A.A. Neoyazychestvo v hudozhestvennyh praktikah sovremennoj Rossii: etnokul’turnye recepcii, kommunikativnye tekhnologii, cennostnye osnovaniya. — St. Petersburg: RHGA, 2023. — 192 s.

11. Preodolevshie socrealizm. Avangard 1970-h — 1980-h v bor’be s socialisticheskim realizmom: koll. monografi ya / pod red. O.V. Bogdanovoj. — St. Petersburg: Aletejya, 2023. — 332 s.

12. Programma ХХIV Svyato-Troickih ezhegodnyh mezhdunarodnyh akademicheskih chtenij v Sankt-Peterburge, 22 maya — 1 iyunya 2024 g. — St. Petersburg: RHGA im. F.M. Dostoevskogo, 2024. — 40 s.

13. Smit T. Odna i pyat’ idej. O konceptual'nom iskusstve i konceptualizme. — Moscow: Ad Marginem, 2023. — 192 s.

14. Socrealisticheskij kanon / pod red. E. Dobrenko, H. Gyunter. — St. Petersburg: Akademicheskij proekt, 2000. — 1040 s.

15. Stepanyan N.S. Iskusstvo Rossii XX veka. Vzglyad iz 90-h. — Moscow: Eksmo, 1999. — 316 s.

16. Tvardovskij A.T. Vasilij Terkin. Kniga pro bojca / poslesl. Yu. Burtina. — Moscow: Detskaya literatura, 1980. — 207 s.

17. Terekhova M.V. Kostyumnaya tropologiya socrealizma: sdvigi vestimentarnoj semantiki v tekstah vysokogo i pozdnego stalinizma // Logos. — 2022. — T. 32, № 4 (149). — S. 121–152.

18. Terekhova M.V. Odezhdy socrealizma: vestimentarnyj diskurs v literature i periodike vysokogo i pozdnego stalinizma // Teoriya mody: odezhda, telo, kul’tura. — 2021. — № 3 (61). — S. 215–252.

19. Ustav Soyuza sovetskih pisatelej SSSR. — M.: OGIZ, 1935. — 16 s.

20. Shukshin V.M. Lyubaviny. Sel’skie zhiteli. Rasskazy. — Barnaul: Altajskoe kn. izd-vo, 1987. — 464 s.

21. Shukshin V.M. Sobranie sochinenij: v 6 kn. — Moscow: Nadezhda-1, 1998. — Kn. 2. Veruyu! — 512 s.

22. Shukshin V.M. Haraktery. Rasskazy. — Moscow: Sovremennik, 1973. — 214 s.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-1801007, https://rscf.ru/project/23-18-01007/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.

Статья поступила 25.06.2024.

Процессы исторического развития общества неизбежно приводят к оценке и переоценке прошлого, далекого или недавнего, позитивного и негативного, сопоставимого с настоящим или ориентированного в будущее. В области философии культуры таким спорным и широко дискутируемым вопросом по целому ряду объективных обстоятельств оказался соцреализм, мощное явление в искусстве, охватившее все области культурной репрезентации — живопись, графику, архитектуру, музыку, литературу, театр, кино, даже моду [17; 18]. Объективно и манифестационно доминировавший в отечественном искусстве в продолжение более полувека, в конце ХХ столетия социалистический реализм как метод, как направление, как течение (на этот счет существуют разные научно-концептуальные суждения [1, с. 250–272]) оказался подвергнут культурно-эстетической ревизии, вызвал шквал противоречивых реакций, в основной массе своей негативных и разоблачительных. Критическое отношение к недавнему советскому прошлому и, как следствие, к советскому искусству поставило под сомнение наследие советских писателей, советских композиторов, советских живописцев и др. По определению отдельных культурологов, на рубеже ХХ–ХХI вв. наступила «пора неактуальности соцреализма» [2, с. 8], когда достижения советского прошлого были поставлены под сомнение, когда ряд выдвинутых советской действительностью имен (в том числе в области культуры и искусства) был развенчан и низвергнут. В обстоятельствах исторического слома статус актуальности обрели тенденции авангардные и поставангардные, модернистические и постмодернистические, реализм как соцреалистический, так и классический (критический ХIХ в.) отошли на задний план.

Между тем десятилетия разоблачительного нигилизма, надо полагать, исторически уходят в прошлое. Наступает время объективного осмысления соцреалистического дискурса, влияние которого на отечественную культуру игнорировать нельзя, невозможно. Не случайно в последнее время появляются крупные монографии не только на Западе (главным образом односторонне разоблачительного пафоса [5; 8; 14]), но и работы объективно аналитические, основанные на уравновешенном взгляде на неоднозначные тенденции развития советской культуры изнутри [6; 15].

Для Цитирования:
Широглазова Наталья Сергеевна, Баранова Татьяна Николаевна, Социокультурный дискурс теории соцреализма и его отражение в «деревенской прозе»*. Вопросы культурологии. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: