По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 394 DOI:10.33920/nik-01-2008-04

Социокультурные мифы Китая XIX века как «диортические проекты спасения мира»

Ишутина Юлия Александровна ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Россия, 690091, Приморский край, Владивосток, ул. Суханова, д. 8, e-mail: ishutina.yua@dvfu.ru, ORCID: https://orcid.org /0000-0002-2561-7491

Эпоха национализма характеризуется возникновением социокультурных мифов, основная функция которых состоит в адаптации мифопотребителей к новой реальности. Исследование диортических проектов Китая XIX в., ставших переходными элементами основного национального мифа «Китай — великое государство и семья народов, каждый из которых обладает своей спецификой и самобытностью», актуально на современном этапе, когда КНР активно строит мощное национальное государство. Новизна исследования заключается в выделении социокультурного мифа как онтологической модульной системы в корпусе китайского национального мифа.

Литература:

1. Барт Р. Мифологии. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. — 314 с.

2. Ибрагимов М.И. О содержании и структуре понятий «национальная мифология» и «мировая мифология» // Литература: миф и реальность: Сб. науч. ст. / Под ред. Т.Н. Бреевой, Л.Ф. Хабибуллиной. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2004. — С. 128–130.

3. Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. — М.: Наука, 1978. — 344 с.

4. Леви-Брюль Л. Первобытная мифология: мифический мир австралийцев и папуасов. — М.: URSS: КРАСАНД, 2010. — 249 с.

5. Леви-Стросс К. Мифологики. — М.: ИД «Флюид», 2007. — 461 с.

6. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. — Вып. 1. — Материалы к курсу теории литературы. — Тарту, 1970. — 106 с.

7. Пойзнер Б.Н., Соснин Э.А. Соблазн исправления мира // Аналитика культурологии. — 2012 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soblazn-ispravleniyamira (дата обращения: 12.07.2019).

8. Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX века. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. — 359 с.

9. Хантингтон С.-Ф. Столкновение цивилизаций. — М.: АСТ, 2006. — 573 с.

10. Чэнь Цзя-вэй. Демократическая прогрессивная партия Тайваня и поставторитарная модернизация. — М.: Алетейя, 2017. — 141 с.

11. Элиаде М. Аспекты мифа. — М.: Академ. проект, 2014. — 235 с.

12. Юэнь Кэ. Мифы Древнего Китая. — М.: Восточная литература, 1987. — 537 с.

13. Nimmo D., Combs J. Subliminal Politics: Myths and Mythmakers in America. — Englewood Cliff s, N.J.: Prentice Hall, 1980. — 256 p.

Статья поступила 03.08.2019

Каждой эпохе присущ особый модус интерпретации мифов, однако базовой остается национальная картина мира, в которой зафиксированы и отражены сформировавшиеся представления данной общности людей относительно этических норм поведения и традиции. Социум, переживающий сложные исторические процессы, нередко демонстрирует активизацию механизма коллективного сознания, продуцирующего новые знаки культуры и ревитализирующего традиционные. В результате происходит перестройка структуры общества, сопровождающаяся последующим моделированием окружающей действительности. Абстрактные понятия, содержащиеся в национальном мифе, постепенно замещаются конкретными символическими образами, которые в силу своей природы успешно заполняют возникающие социокультурные мифы.

Вопросами мифологии и неомифологии в разное время занимались выдающиеся ученые Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, М. Элиаде, Р. Барт, Д. Ниммо, Дж. Комбс, Ю.М. Лотман, Б.Н. Пойзнер, Э.А. Соснин, М.И. Ибрагимов, Юань Кэ и некоторые другие [1; 2; 4–7; 11–13]. Гипотеза исследования заключается в том, что классический миф Китая в ряде случаев становится порождающим для социокультурных мифов эпохи национализма, такие мифы зачастую носят диортический характер. Они отличаются от национальных более мобильным проникновением в историческую реальность, модульным характером, позволяющим этим системам вмещать сколько угодно концепций, применимым к реальности, малым по сравнению с национальным мифом сроком витальности, а также способностью трансформироваться в зависимости от востребованности.

Специфической чертой социокультурного мифа как системы онтологических ценностей является способность к актуализации этих ценностей в обществе в заданных политических и экономических обстоятельствах. Национальные и социокультурные мифы относятся к неомифологии; социокультурный миф возникает в процессе формирования национального, может функционировать как его составляющая, трансформироваться, исчезать. В классификации Д. Ниммо и Дж. Комбса социокультурные мифы могут быть отнесены к групповым мифам (мифы «они и мы»), так как зачастую они принадлежат социальным институтам, главным из которых является институт власти, к мифам политических партий (КПК и ГМД), мифам социальных классов [13]. Нередко социокультурные мифы связываются с легендарными фигурами китайской истории, в которых эксплицитно прослеживается включение архетипа героя, спасителя и т.п., поэтому они также могут быть соотнесены с героическими мифами в классификации указанных авторов. Некоторые социокультурные мифы носят кратковременный характер, находятся в процессе становления, обращаются к псевдособытию и могут быть отнесены в псевдомифам.

Для Цитирования:
Ишутина Юлия Александровна, Социокультурные мифы Китая XIX века как «диортические проекты спасения мира». Вопросы культурологии. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: