Статья поступила 03.08.2019
Каждой эпохе присущ особый модус интерпретации мифов, однако базовой остается национальная картина мира, в которой зафиксированы и отражены сформировавшиеся представления данной общности людей относительно этических норм поведения и традиции. Социум, переживающий сложные исторические процессы, нередко демонстрирует активизацию механизма коллективного сознания, продуцирующего новые знаки культуры и ревитализирующего традиционные. В результате происходит перестройка структуры общества, сопровождающаяся последующим моделированием окружающей действительности. Абстрактные понятия, содержащиеся в национальном мифе, постепенно замещаются конкретными символическими образами, которые в силу своей природы успешно заполняют возникающие социокультурные мифы.
Вопросами мифологии и неомифологии в разное время занимались выдающиеся ученые Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, М. Элиаде, Р. Барт, Д. Ниммо, Дж. Комбс, Ю.М. Лотман, Б.Н. Пойзнер, Э.А. Соснин, М.И. Ибрагимов, Юань Кэ и некоторые другие [1; 2; 4–7; 11–13]. Гипотеза исследования заключается в том, что классический миф Китая в ряде случаев становится порождающим для социокультурных мифов эпохи национализма, такие мифы зачастую носят диортический характер. Они отличаются от национальных более мобильным проникновением в историческую реальность, модульным характером, позволяющим этим системам вмещать сколько угодно концепций, применимым к реальности, малым по сравнению с национальным мифом сроком витальности, а также способностью трансформироваться в зависимости от востребованности.
Специфической чертой социокультурного мифа как системы онтологических ценностей является способность к актуализации этих ценностей в обществе в заданных политических и экономических обстоятельствах. Национальные и социокультурные мифы относятся к неомифологии; социокультурный миф возникает в процессе формирования национального, может функционировать как его составляющая, трансформироваться, исчезать. В классификации Д. Ниммо и Дж. Комбса социокультурные мифы могут быть отнесены к групповым мифам (мифы «они и мы»), так как зачастую они принадлежат социальным институтам, главным из которых является институт власти, к мифам политических партий (КПК и ГМД), мифам социальных классов [13]. Нередко социокультурные мифы связываются с легендарными фигурами китайской истории, в которых эксплицитно прослеживается включение архетипа героя, спасителя и т.п., поэтому они также могут быть соотнесены с героическими мифами в классификации указанных авторов. Некоторые социокультурные мифы носят кратковременный характер, находятся в процессе становления, обращаются к псевдособытию и могут быть отнесены в псевдомифам.