По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.12

Социокультурная роль музея в воспитании молодежи Узбекистана

Бондаренко Н.А. кандидат исторических наук, г. Санкт-Петербург

Узбекистан нередко называют страной музеев — Республика обладает уникальным историческим наследием, раскрывающим величие достижений предков современного узбекского народа. Роль этих музеев в формировании национального самосознания крайне велика — они являются не только экспозиционными пространствами, но и социокультурными институтами, реализующими образовательные и воспитательные функции.

Литература:

1. Зарина Лутфидин, Кизи Нуридинова. Влияние деятельности музеев на воспитание современной молодёжи // Oriental Art and Culture. — 2022. — №4.

2. Ходжаев Болта Курбанович, Жураев Бобомурод Тожиевич. Школьный музей как средство нравственно-эстетического воспитания школьников // Вестник науки и образования. — 2020. — №10-4 (88).

3. Неъматиллаева Зулхумор. Прошлое и будущее музеев Узбекистана, идеи их модернизации // Ta’lim fidoyilari. — 2022. — №6.

4. Нигматов А.Х. Музейная педагогика и технологи информатизации. ББК 72 K 59. — Т., 2021.

После обретения независимости Узбекистаном в 1991 году в обществе значительно возросла потребность в музее как культурном центре. Современные музеи становятся центром притяжения не только для туристов и людей, увлеченных культурой, но и для молодежи, интересующейся историей своего края. Чтобы соответствовать высокому культурному статусу и удовлетворять потребности молодежи, музеи Узбекистана постоянно расширяют свой функционал и внедряют новые инструменты музейной деятельности. Музеи становятся креативными площадками, где посетители получают новые интерактивные возможности и становятся участниками музейной деятельности.

В 1998 году были приняты Закон Республики Узбекистан «О музеях», указ Ислама Каримова «о коренном улучшении и совершенствовании деятельности музеев», постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О вопросах поддержки деятельности музее» и «О мерах по обеспечению доступности государственных музеев для детей и их родителей». Сегодня на территории Республики при различных учреждениях, предприятиях, областных, городских и районных центрах, а также в системе народного образования действуют более 1200 музеев.

Музеи являются важным звеном нравственно-эстетического воспитания, в их задачи входит расширение кругозора молодежи, формирование у них системы исторических, научных знаний. Музеи должны учить самостоятельно оценивать исторические факты, работать с информацией и анализировать события с точки зрения социально-исторического процесса.

Сегодня в Узбекистане для повышения эффективности работы музеев с этой точки зрения проводятся реконструкционные работы, система музейной деятельности проходит через процесс обновления и преобразования. Создаются новые музеи, сохраняющие духовное и культурное наследие Узбекистана, встраивающие его в общее культурное мировое пространство. Так, в последние годы был открыт Муйнакский экологический музей, Мемориальный музей Эркина Вахидова, Музей Макома в Шахрисабзе, Музей олимпийской славы, Доммузей Хазини и многие другие.

Для Цитирования:
Бондаренко Н.А., Социокультурная роль музея в воспитании молодежи Узбекистана. Музей. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: