По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Социокультурная и академическая адаптация иностранных обучающихся как необходимое условие экспорта российского образования

М. И. Безносова кандидат экономических наук, доцент кафедры «Новая и новейшая история и международные отношения», начальник управления международного сотрудничества и связей с общественностью
А. Р. Галиахметова Удмуртский государственный университет, Ижевск

Процессы глобализации и интернационализации, пронизывающие все стороны жизнедеятельности всего мирового сообщества, ставят новые цели перед высшим образованием. Интернационализация образования стала одной из ведущих стратегий российских вузов. Количество иностранных обучающихся становится показателем успешности российских вузов. В статье рассматриваются проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов, методы и приемы, применяемые для ее успешной реализации в российских вузах, как необходимого условия повышения качества подготовки иностранных специалистов и повышения конкурентоспособности российской системы образования.

Литература:

1. Сколько иностранных студентов в России // Study in Russia: сайт Министерства науки и высш. обр. в РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studyinrussia.ru/actual/articles/skolko-inostrannykh-studentov-v-rossii.

2. Большая Советская Энциклопедия. — М., 1982.

3. Безносова М.И. Особенности программы социальной адаптации иностранных студентов в российских вузах (на примере Удмуртского государственного университета) / М.И. Безносова, С.Р. Садыкова // Интернационализация современного российского образования: материалы Междунар. науч.практ. конф. (7–9 окт. 2010 г.) к 80-летию ВГТА, к 15-летию Ин-та междунар. сотрудничества, к 35-летию фак. подготовки иностр. граждан ИМС. — Воронеж: ВГТА, 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/ 123456789/6485.

4. Витковская М.И. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) / М.И. Витковская, И.В. Троцук [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/206122.html.

5. Удмуртский государственный университет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://udsu.ru/international/partnership/uchastie-v-mezhdunarodnyh-konsortsiumah/ErasmusMundus.

6. Двусторонние соглашения // Удмуртский государственный университет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://udsu.ru/international/partnership/ dvustoronnie-soglasheniya.

7. Безносова М.И. Формирование многоязычной и поликультурной образовательной среды в российских вузах (на примере Удмуртского государственного университета) // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры; материалы XIII Конгр. МАПРЯЛ, г. Гранада, Испания, 13–20 сент. 2015 г.: в 15 т. Т. 2. Направление 1. Современный русский язык: социолингвистические аспекты исследования / сост.: Н. М. Марусенко, М. С. Шишков. — СПб., 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/13440.

Международное научно-образовательное сотрудничество играет большую роль в решении политических, экономических и социальных проблем, оказывая важное влияние на развитие стран, участвующих в этом процессе. Интернационализация стала одной из основных стратегий для многих российских вузов. С 2012 г. Министерством образования и науки РФ, а сейчас Министерством науки и высшего образования РФ, проводится мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования РФ, который оценивает и международную деятельность. В соответствии с Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 поставлена задача увеличения не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. Таким образом, доля иностранных обучающихся становится показателем успешности деятельности вуза.

В 2017 г. в российских вузах обучалось 290 тысяч иностранных граждан. Больше всего студентов традиционно приезжают из стран СНГ. В 2016/17 учебном году количество учащихся из этих государств по сравнению с данными за предыдущий год выросло на 12% и достигло 120 тысяч человек. Лидерами стали Казахстан, Туркмения, Узбекистан и Таджикистан. Что касается дальнего зарубежья — на 17,6% увеличилось число абитуриентов из Азии: в указанный период в России учились 57 362 человека. В этом регионе на первом месте Китай, Индия и Вьетнам. Российские вузы востребованы также в странах Ближнего Востока и Африканского континента — количество учащихся выросло на 19% и достигло 31 360. Больше всего студентов из данного региона приезжают из Ирака, Марокко, Сирии, Египта, Нигерии и Ганы. И, наконец, самый высокий показатель роста у стран Латинской Америки — увеличение на 28% (4404 человека). В данном случае больше всего студентов приезжают в Россию из Эквадора, Колумбии и Бразилии [1].

Данная статья посвящена вопросам, связанным с социокультурной адаптацией иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Адаптация (от средневекового латинского adaption — приспособление) — интегральное, многогранное явление, имеет множество толкований и рассматривается в различных областях науки. С точки зрения биологии, адаптация — приспособление организмов к условиям их существования. В физиологии и медицине адаптация обозначает процесс привыкания организма к изменению внешних условий среды [2].

Для Цитирования:
М. И. Безносова, А. Р. Галиахметова, Социокультурная и академическая адаптация иностранных обучающихся как необходимое условие экспорта российского образования. Юрист ВУЗа. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: