Международное научно-образовательное сотрудничество играет большую роль в решении политических, экономических и социальных проблем, оказывая важное влияние на развитие стран, участвующих в этом процессе. Интернационализация стала одной из основных стратегий для многих российских вузов. С 2012 г. Министерством образования и науки РФ, а сейчас Министерством науки и высшего образования РФ, проводится мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования РФ, который оценивает и международную деятельность. В соответствии с Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 поставлена задача увеличения не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. Таким образом, доля иностранных обучающихся становится показателем успешности деятельности вуза.
В 2017 г. в российских вузах обучалось 290 тысяч иностранных граждан. Больше всего студентов традиционно приезжают из стран СНГ. В 2016/17 учебном году количество учащихся из этих государств по сравнению с данными за предыдущий год выросло на 12% и достигло 120 тысяч человек. Лидерами стали Казахстан, Туркмения, Узбекистан и Таджикистан. Что касается дальнего зарубежья — на 17,6% увеличилось число абитуриентов из Азии: в указанный период в России учились 57 362 человека. В этом регионе на первом месте Китай, Индия и Вьетнам. Российские вузы востребованы также в странах Ближнего Востока и Африканского континента — количество учащихся выросло на 19% и достигло 31 360. Больше всего студентов из данного региона приезжают из Ирака, Марокко, Сирии, Египта, Нигерии и Ганы. И, наконец, самый высокий показатель роста у стран Латинской Америки — увеличение на 28% (4404 человека). В данном случае больше всего студентов приезжают в Россию из Эквадора, Колумбии и Бразилии [1].
Данная статья посвящена вопросам, связанным с социокультурной адаптацией иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Адаптация (от средневекового латинского adaption — приспособление) — интегральное, многогранное явление, имеет множество толкований и рассматривается в различных областях науки. С точки зрения биологии, адаптация — приспособление организмов к условиям их существования. В физиологии и медицине адаптация обозначает процесс привыкания организма к изменению внешних условий среды [2].