В рамках подобного сценария, чтобы возникло новое целое (в данном случае, представление о боге), необходимо, по меньшей мере, два условия: во-первых, объективные предпосылки (дружба нескольких племен, решение их свести тотемы в одно место, эпизодические нарушения табу и приятие одним из вождей необычных решений и пр.), во-вторых, своего рода изобретение нового смысла и идеи, которые запускают новые социальные процессы. Так дело выглядит в нашей реконструкции, с точки же зрения «реконструируемого», новые смыслы, конечно, не изобретаются, а открываются, обнаруживаются им. В рамках указанного сценария создание мегамашин и специализация людей в новых коллективах (одни стали воинами, другие ремесленниками, третьи писцами, четвертые жрецами или царями) стало возможным именно потому, что были обнаружены, открыты боги. Другое дело, что по мере развития мегамашин и специализации людей менялось и понимание богов. Богов становилось все больше, они дифференцировались в соответствии со своими ролями, все лучше осознавались их свойства и т. д. и т. п.
Таким образом, коллективы культуры древних царств складываются не сами собой, а в деятельности; как правило, она включала в себя военные походы, заключение союзов, разного рода устрашения. Предполагает становление коллектива также создание мегамашин, специализацию сообществ, изобретение новых когерентных представлений. Особенно стоит отметить связь коллектива с родовыми структурами (семьей и племенем). Выше я отмечал, что в этот период развития человечества социальные функции (царей, воинов, ремесленников, земледельцев, писцов и ряд других, даже рабов) передавались в рамках семьи и племени. Обусловлено это было несколькими причинами. Одна была связана с тем, что именно в семье и племени происходило обучение и воспитание. Да и первые школы готовили не просто специалистов, а «работников» определенного сообщества. Другая причина, идущая от архаической культуры — привычка к семейным, патриархальным формам взаимоотношений и управления. Третья — важная роль человека как источника энергии и власти. В силу отсутствия институтов управления именно человек задавал целое, обусловливая поведение коллектива в качестве органического образования.