Зарубежный и отечественный опыт управления социально-трудовыми отношениями на предприятиях свидетельствует о значительной роли социальной политики предприятия в повышении трудовой мотивации его работников, мотивированный работник более эффективен, выполняет работу качественно, что в конечном счете влияет на результат его труда. Кроме того, реализация продуманной социальной политики способствует повышению авторитета, привлекательности предприятия для потенциальных работников на рынке труда. Таким образом, социальная политика предприятия может быть представлена двумя основными направлениями:
— развитие, совершенствование социально-трудовых отношений на внутрифирменном рынке, которое приводит к повышению производственной эффективности работников;
— реализация социально ориентированных проектов и программ, касающихся не только работников предприятия, но и городского сообщества, что, с одной стороны, повышает авторитет предприятия в глазах городского сообщества, а с другой стороны, способствует развитию самого сообщества.
В этой связи интересен опыт АО «Папилон» (Челябинская область, г. Миасс). Данное предприятие занимается разработкой и производством наукоемкой продукции в сфере IT-технологий.
Для нас представляет ценность система механизмов развития социально-трудовых отношений, связанная с реализацией целого комплекса мер социально-экономического характера, позволяющего каждому члену коллектива проявить себя и в то же время быть уверенным в социальной поддержке со стороны руководства предприятия. Интерес представляют социально ориентированные проекты и программы, способствующие развитию городского сообщества.
Цель: проанализировать механизмы реализации социальной политики АО «Папилон», способствующие совершенствованию социально-трудовых отношений на самом предприятии и развитию городского сообщества.
Материалами послужили социальные проекты и программы, реализуемые АО «Папилон», эмпирические данные по результатам фокусированного интервью с работниками ГЛЦ «Райдер».