По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 617.75–036.868–053.2:364–785.14:159.9

Социальные и психологические аспекты адаптации и социализации детей с нарушениями зрения

Карасева Л. А. д-р мед. наук, профессор, директор, Институт сестринского образования E-mail: karaseva_larisa@mail.ru, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения, Российской Федерации, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89
Мензул Е. В. канд. психол. наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики E-mail: lenamenzul@rambler.ru, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения, Российской Федерации, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89
Рязанцева Н. М. старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики E-mail: nataly-ryz@mail.ru, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения, Российской Федерации, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89
Техтелева Н. В. канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики E-mail: Tehteleva@list.ru федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89

Статья посвящена медицинским и психолого-педагогическим аспектам проблемы организации воспитания детей с нарушениями зрения, их мотивации к лечению; рассматриваются социально-психологические и психофизиологические причины и факторы, определяющие особенности этой работы.

Литература:

1. Батурина М. А. Продуктивная деятельность: метод. рек. для родителей / М. А. Батурина; сост. Е. Г. Шабала; гл. ред. И. А. Фёдорова. — Новосибирск: Ассоциация Интеграция, 2016. — 312 с.

2. Волкова И. П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения // Дефектология. — 2005. — № 3. — С. 47.

3. Ермаков В. П. Развитие, обучение, воспитание детей с нарушением зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. — М. : Владос, 2000. — 118 с.

4. Игумнов С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. — М.: Издательство ин-та психотерапии, 2000. — С. 18.

5. Каплан А. И. Если ребенок плохо видит / А. И. Каплан, Н. Г. Морозов. — М.: Педагогика, 1969. — С. 69.

6. Лисина Ю. В. Обучение ориентированию и мобильности детей с нарушениями зрения: методические рекомендации / Ю. В. Лисина, А. В. Селиверстова; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2017. — 114 с.

7. Лубовский В. И. Специальная психология. — М.: Академия, 2003. — 226 с.

8. Лурье Н. Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. — М.: Просвещение, 1979. — С. 102.

9. Саматова А. В. Родительские установки и социальная среда как важнейшие факторы формирования полноценной личности, адекватной самооценки и позитивной Я-концепции детей и подростков с глубокими нарушениями зрения: в 2 ч. / Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2017. — С. 69.

10. Тихонов А. С. Проблемы и перспективы надомного обучения незрячих: взгляд ученика, студента, преподавателя // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 4. — С. 75–80.

11. Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Аквариум, 1997. — 122 с.

Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. Оптическое восприятие, которое осуществляется зрительным анализатором, состоящим из периферической части (глаза), проводящего нерва и коркового конца, расположенного в затылочной области больших полушарий головного мозга, играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Оно является определяющим в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Больше всего раздражений и впечатлений об окружающей действительности мозг получает через зрительный анализатор. Выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов говорил, что глаз доставляет человеку тысячи ощущений в минуту. Зрительные ощущения и восприятия дают человеку наибольшее количество тонко дифференцированных данных широчайшего диапазона. Это имеет большое значение не только для познания и практической деятельности, но и является неисчерпаемым источником эстетических переживаний.

Зрение играет огромную роль не только в развитии собственно зрительных восприятий, но и в развитии пространственных представлений (пространственная ориентировка в окружающем, двигательная сфера), поскольку движения развиваются и контролируются зрительной функцией.

При зрительных заболеваниях существуют ограничения получения зрительных стимулов, что влечет за собой отклонения в психическом развитии, которые в современной психологической литературе обозначаются как депривационные поражения. Нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную, а также социальную, то есть не удовлетворяется потребность в определенном количестве и качестве внешних раздражителей (стимулов), в социальных связях с родителями, сверстниками, обеспечивающих интеграцию личности, а также не в наличии условий для учения и последующей самореализации, овладении определенными общественными ролями.

Ребенок со зрительными проблемами развивается и накапливает жизненный опыт в соответствии со своими возможностями.

Для Цитирования:
Карасева Л. А., Мензул Е. В., Рязанцева Н. М., Техтелева Н. В., Социальные и психологические аспекты адаптации и социализации детей с нарушениями зрения. Медсестра. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: