Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. Оптическое восприятие, которое осуществляется зрительным анализатором, состоящим из периферической части (глаза), проводящего нерва и коркового конца, расположенного в затылочной области больших полушарий головного мозга, играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Оно является определяющим в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Больше всего раздражений и впечатлений об окружающей действительности мозг получает через зрительный анализатор. Выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов говорил, что глаз доставляет человеку тысячи ощущений в минуту. Зрительные ощущения и восприятия дают человеку наибольшее количество тонко дифференцированных данных широчайшего диапазона. Это имеет большое значение не только для познания и практической деятельности, но и является неисчерпаемым источником эстетических переживаний.
Зрение играет огромную роль не только в развитии собственно зрительных восприятий, но и в развитии пространственных представлений (пространственная ориентировка в окружающем, двигательная сфера), поскольку движения развиваются и контролируются зрительной функцией.
При зрительных заболеваниях существуют ограничения получения зрительных стимулов, что влечет за собой отклонения в психическом развитии, которые в современной психологической литературе обозначаются как депривационные поражения. Нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную, а также социальную, то есть не удовлетворяется потребность в определенном количестве и качестве внешних раздражителей (стимулов), в социальных связях с родителями, сверстниками, обеспечивающих интеграцию личности, а также не в наличии условий для учения и последующей самореализации, овладении определенными общественными ролями.
Ребенок со зрительными проблемами развивается и накапливает жизненный опыт в соответствии со своими возможностями.