Пандемия COVID-19 негативно сказалась на многих областях. В том числе пострадал и институт семьи и брака. По данным Росстата, ситуация с браками и разводами на сегодняшний день складывается не самым лучшим образом.
Так, число зарегистрированных браков в 2020 году снизилось на 18,5 % относительно прошлогодних показателей и достигло почти 770,8 тыс. В 2019 году этот показатель составил 950,1 тыс.
Что касается разводов, то в первом полугодии 2020-го их количество снизилось почти на 35 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Статистика по месяцам показала, что спад пришелся на период действия режима самоизоляции. В целом же за 2020 год количество разводов составило 564 тыс., что меньше на 9,1 % (57 тыс. случаев), чем в 2019 году.
Согласно п 4 ст. 33. Федерального закона «Об актах гражданского состояния», процедура расторжения брака (ФЗ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ) не требует даже явки обоих супругов на процедуру регистрации. Таким образом, расторжение брака возможно даже при отсутствии согласия одного из супругов на момент регистрации. При признании одного из супругов без вести пропавшим, недееспособным или при осуждении его на срок свыше трех лет процедура развода основывается лишь на волеизъявлении другого супруга.
Расторжение брака намного проще других административных процедур, а судебные споры, связанные с расторжением брака в органах ЗАГС, крайне немногочисленны. Суд может аннулировать запись о прекращении брака, если в результате графологической экспертизы станет понятно, что один из супругов не подписывал соответствующее заявление. В то же время суды пресекают попытки признать административное расторжение брака фиктивным (например, было осуществлено с целью улучшения в последующем жилищных условий) в силу последующего совместного проживания супругов, поскольку в данном случае такое основание не предусмотрено законом и не имеется нарушения процедуры расторжения брака. Пресекают суды и попытки аннулировать расторжение брака после смерти одного из супругов с целью получения наследства (расторжение брака не является сделкой и не может оспариваться по соответствующим правилам), социальных выплат (необходимость увеличения дохода истца не может служить основанием для признания расторжения брака недействительным).