По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32 DOI:10.33920/pol-01-2207-01

Социальные аспекты экономической безопасности

Устинович Елена Степановна д-р полит. наук, доцент, заведующая кафедрой экономики, управления и гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова», Россия, 305004, г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 70, Е-mail: lenausti@mail.ru, +7 960 694 5656, ORCID ID: 0000-0002-7690-8504

Экономическая безопасность служит фундаментом и материальной основой национальной безопасности. Проявляясь в сферах влияния других видов безопасности, проникая в них и взаимодействуя с ними, аккумулирует в себе их воздействия. Методологические основы концепций экономической безопасности имеют древние истоки, поскольку всегда имело место стремление более развитых государств использовать свои конкурентные преимущества в уровне развития экономики по отношению к менее развитым странам. В соответствии с российским законодательством экономическая безопасность — это состояние защищенности национальной экономики от возможности нанесения ущерба объективно значимым экономическим потребностям страны, при котором обеспечиваются независимость государства в проведении внутренней и внешней политики с учетом международных обязательств, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. В настоящей статье среди прочих решаемых задач обоснованы роль государственно-частного партнерства как инструмента реализации вопросов экономической безопасности. На примере инфраструктурного строительства и других проектов ГЧП показано, что залогом развития экономики в ближайшее десятилетие станет создание новых рабочих мест, сокращение времени в пути и транспортных издержек в структуре себестоимости товаров и услуг. Сделан вывод о том, что проекты ГЧП, включая создание новых скоростных транспортных коридоров, обеспечит целевой рост экономики и рост уровня и качества жизни населения, что является приоритетом государственной политики.

Литература:

1. Бондарская О.В. Использование механизма государственно-частного партнерства в процессе управления межрегиональной промышленной кооперацией // Экономика и менеджмент систем управления. 2021. № 3 (41). С. 10–16. — EDN CABCHT.

2. Бурцева Т.А. Влияние институциональных факторов на формирование инвестиционной привлекательности макрорегионов России // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Т. 10, Вып. 3. С. 46–59.

3. Воробьева Ж.Б. Инвестиционная политика в регионе и инструменты ее реализации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. № 2–1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-politika-v-regione-i-instrumenty-ee-realizatsii (дата обращения: 10.02.2022).

4. Воробьева В.И., Воробьева Ж.Б. Направление повышения эффективности регионального инвестирования // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. № 2–1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/napravlenie-povysheniya-effektivnosti-regionalnogo-investirovaniya (дата обращения: 10.02.2022).

5. Дмитриева Д.М. Модели нормативного регулирования государственно-частного партнерства // Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 6 (40). С. 237–239. — EDN YYXGRQ.

6. Дробышевская, Л.Н. Развитие государственно-частного партнерства в РФ: проблемы и поиски новых решений / Л.Н. Дробышевская, О.А. Ключников // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 6 (97). С. 12–18. — EDN XQBVED.

7. Марголин А.М. Активная инвестиционная политика государства — ключ к динамичному развитию отечественной экономики // Государственная служба. 2016. № 5 (103). С. 44–53.

8. Марголин А.М. Экономическая оценка инвестиционных проектов; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Экономика, 2018.

9. Мякшин В.Н. Региональная инвестиционная политика как основа государственного управления структурными преобразованиями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fin-izdat.ru/journal/region/detail.php?ID=61008 (дата обращения: 10.02.2022).

10. Найденко В.А. Государственно-частное партнерство в цифровую эпоху: поиск оптимальной правовой формы // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 2022. № 1. С. 379–385. — EDN VTGCSK.

11. Новикова К.И. Основные стадии и особенности организации проектов государственно-частного партнерства на всех этапах // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 26. С. 136–152. — EDN INCUTV.

12. Фадеев, А.М. Стратегическое управление нефтегазовым комплексом в Арктике: монография / А.М. Фадеев, А.Е. Череповицын, Ф.Д. Ларичкин. — Апатиты: КНЦ РАН, 2019.

13. Абрамов А., Аксёнов И., Радыгин А., Чернова М. Современные подходы к измерению государственного сектора: методология и эмпирика // Экономическая политика. 2018. № 1. С. 36–69.

14. Устаев, Р.М. Взаимодействие органов власти и бизнес-структур посредством государственно-частного партнерства в формате цифровой экономики / Р.М. Устаев, М.Н. Устаева // Актуальные проблемы экономики и управления. 2020. № 4 (28). С. 66–69. — EDN SBWCDD.

15. Устинович Е.С. Конституционно-правовые аспекты инвестиционной политики субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10. С. 51–53.

16. Устинович Е.С. Правовой аспект инвестиционной политики субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 11. С. 14–17.

17. Устинович Е.С., Куликов М.В. Политико-административные аспекты развития инвестиционной политики в субъекте Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2020. Т. 10, № 4. С. 164–169.

18. Устинович Е.С. Актуальные проблемы региональной экономической политики в Российской Федерации // Инновации и инвестиции. 2020. № 3. С. 329–331.

19. Устинович Е.С. Перспективная экономическая специализация субъекта Российской Федерации и его инвестиционный потенциал (на примере Орловской области) // Экономика и предпринимательство. 2019. № 12 (113). С. 507–512.

20. Margolin A., Krasnoshchekov V. Accommodation of interests of the state, business and civil society in environmental projects implemented through public private partnership in the russian federation // Review of European and Russian Affairs. 2017. Т. 11. № 2.

1. Bondarskaya O.V. Ispol’zovanie mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v processe upravleniya mezhregional’noj promyshlennoj kooperaciej // Ekonomika i menedzhment sistem upravleniya. 2021. № 3 (41). S. 10–16. — EDN CABCHT.

2. Burceva T.A. Vliyanie institucional’nyh faktorov na formirovanie investicionnoj privlekatel’nosti makroregionov Rossii // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Social’no-ekonomicheskie nauki. 2010. T. 10, Vyp. 3. S. 46–59.

3. Vorob’eva ZH.B. Investicionnaya politika v regione i instrumenty ee realizacii // Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2016. № 2–1 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-politika-v-regione-i-instrumenty-ee-realizatsii (data obrashcheniya: 10.02.2022).

4. Vorob’eva V. I., Vorob’eva ZH.B. Napravlenie povysheniya effektivnosti regional’nogo investirovaniya // Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2017. № 2–1 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/napravlenie-povysheniya-effektivnosti-regionalnogo-investirovaniya (data obrashcheniya: 10.02.2022).

5. Dmitrieva D.M. Modeli normativnogo regulirovaniya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva // Nauchnyj elektronnyj zhurnal «Meridian». 2020. № 6 (40). S. 237–239. — EDN YYXGRQ.

6. Drobyshevskaya, L.N. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v RF: problemy i poiski novyh reshenij / L.N. Drobyshevskaya, O.A. Klyuchnikov // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel’stvo; pravo i upravlenie. 2018. № 6 (97). S. 12–18. — EDN XQBVED.

7. Margolin A.M. Aktivnaya investicionnaya politika gosudarstva — klyuch k dinamichnomu razvitiyu otechestvennoj ekonomiki // Gosudarstvennaya sluzhba. 2016. № 5 (103). S. 44–53.

8. Margolin A.M. Ekonomicheskaya ocenka investicionnyh proektov; Rossijskaya akademiya narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii. — Izd. 2-e, dop. i pererab. — M.: Ekonomika, 2018.

9. Myakshin V.N. Regional’naya investicionnaya politika kak osnova gosudarstvennogo upravleniya strukturnymi preobrazovaniyami [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.fin-izdat.ru/journal/region/detail.php?ID=61008 (data obrashcheniya: 10.02.2022).

10. Najdenko V.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v cifrovuyu epohu: poisk optimal’noj pravovoj formy // Intellektual’nye resursy — regional’nomu razvitiyu. 2022. № 1. S. 379–385. — EDN VTGCSK.

11. Novikova K. I. Osnovnye stadii i osobennosti organizacii proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva na vsekh etapah // Innovacii. Nauka. Obrazovanie. 2021. № 26. S. 136–152. — EDN INCUTV.

12. Fadeev, A.M. Strategicheskoe upravlenie neftegazovym kompleksom v Arktike: monografiya / A.M. Fadeev, A. E. CHerepovicyn, F.D. Larichkin. — Apatity: KNC RAN, 2019.

13. Abramov A., Aksyonov I., Radygin A., CHernova M. Sovremennye podhody k izmereniyu gosudarstvennogo sektora: metodologiya i empirika // Ekonomicheskaya politika. 2018. № 1. S. 36–69.

14. Ustaev, R.M. Vzaimodejstvie organov vlasti i biznes-struktur posredstvom gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v formate cifrovoj ekonomiki / R.M. Ustaev, M.N. Ustaeva // Aktual’nye problemy ekonomiki i upravleniya. 2020. № 4 (28). S. 66–69. — EDN SBWCDD.

15. Ustinovich E. S. Konstitucionno-pravovye aspekty investicionnoj politiki sub»ektov Rossijskoj Federacii // Konstitucionnoe i municipal’noe pravo. 2020. № 10. S. 51–53.

16. Ustinovich E. S. Pravovoj aspekt investicionnoj politiki sub»ektov Rossijskoj Federacii // Gosudarstvennaya vlast’ i mestnoe samoupravlenie. 2020. № 11. S. 14–17.

17. Ustinovich E. S., Kulikov M.V. Politiko-administrativnye aspekty razvitiya investicionnoj politiki v sub»ekte Rossijskoj Federacii // Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo. 2020. T. 10, № 4. S. 164–169.

18. Ustinovich E. S. Aktual’nye problemy regional’noj ekonomicheskoj politiki v Rossijskoj Federacii // Innovacii i investicii. 2020. № 3. S. 329–331.

19. Ustinovich E. S. Perspektivnaya ekonomicheskaya specializaciya sub»ekta Rossijskoj Federacii i ego investicionnyj potencial (na primere Orlovskoj oblasti) // Ekonomika i predprinimatel’stvo. 2019. № 12 (113). S. 507–512.

20. Margolin A., Krasnoshchekov V. Accommodation of interests of the state, business and civil society in environmental projects implemented through public private partnership in the russian federation//Review of European and Russian Affairs. 2017. T. 11. № 2.

Статья поступила 15.04.2022.

The article was received on 15.04.2022.

Субъектами экономической составляющей национальной безопасности Российской Федерации являются государство, осуществляющее свои главные функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей: функциональные и отраслевые министерства и ведомства, налоговые и таможенные службы, соответствующие комитеты Государственной Думы Российской Федерации и т. д., а также банки, биржи, фонды, страховые и пенсионные компании и иные хозяйствующие субъекты, отдельные граждане и общественные организации1.

К объектам экономической безопасности относится экономическая система государства, его природные богатства, общество — его материальные и духовные ценности, личность — ее права и свободы2.

Национальным интересом Российской Федерации на долгосрочную перспективу в экономической сфере является повышение конкурентоспособности экономики. Его обеспечение осуществляется посредством реализации стратегических приоритетов — экономического роста и повышения качества жизни.

К основным вызовам и угрозам экономической безопасности Российской Федерации относят:

• низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;

• несбалансированность национальной бюджетной системы;

• неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;

• недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;

Для Цитирования:
Устинович Елена Степановна, Социальные аспекты экономической безопасности. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: