С учетом того обстоятельства, что в новой России государственной политике и государственному управлению лесным хозяйством уделялось фрагментарное внимание, характеризующееся несистемностью государственной политики в последние более четверти века, сегодня вопросы российской лесной политики приобретают статус особой актуальности. К сожалению, считаем недостаточным и количество исследований социогуманитарных и общественных наук по данной проблематике. Именно данным обстоятельством продиктован интерес авторов к исследованию данных вопросов в рамках современной политической науки.
В современном мире национальная лесная политика — важный атрибут государственности, поскольку любая страна является если не производителем, то потребителем лесной продукции. Особое значение лесная политика имеет в стране, богатой лесными ресурсами, которые являются важной составляющей системы национальных ценностей. Разработка и реализация такой политики — общенациональная задача.
Появление лесной политики в качестве инструмента для принятия политических решений в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов явилось следствием международных процессов, начало которых было положено Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-деЖанейро. Эти процессы направлены на объединение усилий всех государств с целью создания новой модели взаимоотношений человека с природой — устойчивого экономического развития, которое применительно к лесам получило название «устойчивое лесоуправление» (sustainable forest management).
Исходя из целей, поставленных мировым сообществом в сфере устойчивого управления лесами, каждая страна приняла на себя добровольные обязательства создать политические, экономические и социальные условия, обеспечивающие достижение названных целей. Комплекс такого рода стратегических политических решений, принимаемых на национальном уровне через согласие государственных институтов, бизнеса и общества, называется лесной политикой.