Основным трендом 2020 г. была борьба с пандемией, охватившей все страны и повлиявшей на мировую и национальные экономики, функционирование финансовых систем, формы осуществления научных и образовательных коммуникаций, а также на всю социальную сферу в целом. Пандемия оказала воздействие не только на здоровье, но и на эмоциональное, психологическое, социальное состояние людей. Можно выделить ряд сфер, где влияние пандемии сказалось наиболее непосредственным образом.
Прежде всего это психологическая сфера. Самоизоляция, по мнению члена комитета Госдумы по охране здоровья врача-психиатра Бориса Менделя, отражается на психическом здоровье людей. Она может привести к росту психических отклонений, в том числе «тревожному расстройству, паническим настроениям» [1], и в большой степени это касается медиков, работающих в «красной зоне». Как отметила глава Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Вероника Скворцова, «побочным эффектом» пандемии является эмоциональное выгорание [9]. При этом возможны такие проявления, как эмоциональное истощение, деперсонализация, заниженная самооценка, когнитивные искажения, профессиональная деформация [2, c. 45–63].
Во-вторых, это сфера, связанная с коммуникацией. В период пандемии в обществе усилились настроения социальной фрустрации, пессимизма — в группе «Общение» доля позитивного контента резко упала с 42% за две недели до введения карантина до 23% (после) [7]. Для преодоления ощущений страха и одиночества люди старались больше общаться, стараясь использовать не короткие сообщения в сетях, а длительные беседы с помощью всех доступных средств связи. Именно такое общение, включающее значительную эмоциональную составляющую и эмпатию, оказалось наиболее эффективным средством психологической защиты. В интернете стали пользоваться огромной популярностью ресурсы, связанные не только с темами «Лекарства от ОРВИ/гриппа» (после введения карантина интерес к ней вырос на 150%, а количество активных пользователей — на 390%, или до 94 тысяч) и «Антисептики» (максимальный прирост аудитории в относительном выражении составил более 600%, до 182 тысяч)» [7], но и то, что является действительно ценным, — значительный прирост в абсолютных значениях показали «Онлайн-лекции и экскурсии» (+194 тысячи пользователей и +166%), а также «Онлайн-образование» (+171 тысяча пользователей и +230%) [7]. В период пандемии «увеличилась эмоциональная составляющая общения, связанная с чувством сопричастности и сопереживанием. Пользователи вернулись к видеосвязи — чтобы акцентировать не столько информационную, сколько эмоциональную составляющую общения. Дом снова стал той обителью, которая выполняет функции «крепости». Во время пандемии люди стали меньше демонстрировать свою идеально отредактированную жизнь и стали больше рассказывать о своих проблемах» [3].