По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.242

Социальное партнерство в сфере культуры: российский и зарубежный опыт

Наталья Медведева кандидат социологических наук, доцент РГСУ, E-mail: nmedvedeva1984@mail.ru
Ирина Шиманская аспирант РГСУ, E-mail: shimanskaya_iu@mail.ru

Важным фактором, способствующим развитию сферы культуры в настоящее время, является создание институтов государственно-частного партнерства. В статье раскрываются различные механизмы социального партнерства, приводятся успешные примеры государственно-частного партнерства как в России, так и за рубежом. Сфера культуры рассматривается как ресурс социально-экономического развития территории.

Литература:

1. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А., Баженов А.В., Воротников А.М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. — М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010. — С. 56.

2. Внешэкономбанк, Центр государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство в Израиле [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru/userfi les/upload/fi les/PPP%20in%20 foring%20country/PPP_Israel.pdf (дата обращения: 25.12.2014).

3. Востряков Л.Е. Региональная культурная политика пореформенной России: субъектное измерение. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2005. — С. 14.

4. Евменов А.Д., Голубев Г.М. Перспективы внедрения концепции государственно-частного партнерства в сфере культуры Российской Федерации // Российское предпринимательство. — 2012. — № 4 (202). — С. 17.

5. Карпова Г.Г. Государственное управление и общественные приоритеты в сфере культурной политики России // Журнал исследований социальной политики. — 2013. — № 7 (1). — С. 13.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р).

7. Концепция ФЦП «Культура России (2012–2018)».

8. Латыпов В.С., Воротников А.М., Центр государственно-частного партнерства Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Перспективы использования государственно-частного партнерства в сфере культуры и развития культурно-познавательного туризма // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2010. — № 4 (45). — С. 10–12.

9. Левин И.Г. Поддержка государственно-частного партнерства — как это работает в Германии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// pppcenter.ru/assets/files/docs/Levin_Ilya_The%20support%20of%20PPP_ part1.pdf (дата обращения: 29.12.2014).

10. Министерство культуры Российской Федерации, ООО «Центр развития правовых технологий». Исследование по теме «Предпосылки использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры». — М., 2011.

11. Мировая практика институционального обеспечения ГЧП (часть 2) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.g-k-h.ru/directory/ articles/736102/ (дата обращения: 12.01.2015).

12. http://culture29.ru/experts/digest/273/?sphrase_id=642 (дата обращения: 18.01.2015).

Сфера культуры призвана способствовать повышению интеллектуального потенциала общества и формированию ценностных установок, норм поведения. Кроме того, одной из приоритетных задач при реализации культурной политики является сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального культурного наследия России, использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития [7].

Однако в настоящее время современное состояние культуры характеризуется рядом негативных тенденций: ухудшение материально-технического состояния самих объектов культуры, отсутствие в них необходимого оборудования, ухудшение состояния сохранности недвижимых памятников истории и культуры. Культурное наследие народов России находится в тяжелом состоянии, особенно в малых и средних городах. Сегодня наблюдается разрушение памятников истории и культуры, лишь около 35% находятся в хорошем или удовлетворительном состоянии. В связи с этим возникает проблема как сохранения культурного наследия, так и его востребованности. Все это ведет к утрате культурного взаимодействия между поколениями и разрушению национальной культуры.

В последнее время в развитии сферы культуры и культурной политики роль государства уменьшается. Это обусловлено тем, что современная культурная политика представляет собой пространство взаимодействия различных субъектов, принимающих участие в ее реализации. В связи с этим в современных экономических условиях при отсутствии серьезной финансовой поддержки со стороны государства в городах целесообразным является развитие таких форм сотрудничества, как социальное партнерство, предполагающее объединение усилий не только со стороны различных органов власти, но и со стороны общественных организаций и бизнес-структур.

Рассмотрим роль государства в реализации культурной политики. Выделяют различные формы участия в ней государства. В частности, Л.Е. Востряковым описываются следующие [3, с. 14]:

— харизматическая политика, смысл которой состоит в поддержке со стороны государства прежде всего организаций и отдельных персоналий, имеющих общенациональное значение и известных за пределами данного государства;

Для Цитирования:
Наталья Медведева, Ирина Шиманская, Социальное партнерство в сфере культуры: российский и зарубежный опыт. Социальная политика и социальное партнерство. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: