По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.9:316 DOI:10.33920/pol-01-2512-09

Социально-психологический подход к пониманию развития

Сухов Анатолий Николаевич доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего образования, профессор кафедры социальной психологии, социальной работы и пробации, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия права и управления» Федеральной службы исполнения наказаний, 390000, г. Рязань, ул. Сенная, д.1. E-mail: a.suhov@.rsu-rzn.ru

В данной статье раскрывается актуальность исследования проблемы развития. В настоящее время существует настоятельная потребность развития личности, групп, семьи, организации, всех сфер общества. Кризис стимулирует развитие. В ней дан понятийный аппарат, характеризующий данное явление. Существуют различные теории развития, но общей, базовой концепции нет. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание общей теории развития. Без этого невозможно вести речь об эффективном становлении современной социальной психологии.

Литература:

1. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / А.А. Деркач // Кн. 1–5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. — М.: РАГС, 2000.

2. Сухов А.Н. Историко-психологический анализ реформирования и модернизации России / А.Н. Сухов. М., 2011. 280 с.

3. Сухов А.Н. Успех, карьера и развитие: социально-психологический аспект / А.Н. Сухов. М., 2016. — 171 с.

4. Сухов А.Н. Социальная психология современного общества / А.Н. Сухов. М., 2025. 356 с.

5. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. — М.: Наука, 1996.

1. Derkach A.A. Akmeologiia: lichnostnoe i professionalnoe razvitie cheloveka [Acmeology: personal and professional development of a person] / A.A. Derkach // Book. 1–5. Acmeological foundations of management activity. Book. 2. — M.: RAGS, 2000. (In Russ.)

2. Sukhov A.N. Istoriko-psikhologicheskii analiz reformirovaniia i modernizatsii Rossii [Historical and psychological analysis of the reform and modernization of Russia] / A.N. Sukhov. — M., 2011. — 280 p. (In Russ.)

3. Sukhov A.N. Uspekh, kariera i razvitie: sotsialno-psikhologicheskii aspekt [Success, career and development: socio-psychological aspect] / A.N. Sukhov. M.: 2016. — 171 p. (In Russ.)

4. Sukhov A.N. Sotsialnaia psikhologiia sovremennogo obshchestva [Social psychology of modern society] / A.N. Sukhov. Moscow, 2025. 356 p. (In Russ.)

5. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti [Personality structure and development] / K.K. Platonov. Moscow: Nauka, 1996. (In Russ.)

Статья поступила 13.09.2025

Статья подписана в печать 15.10.2025

The article was received on September 13, 2025.

The article was signed for publication on October 15, 2025.

Известно, что научная школа автора называется «Социальная психология конфликтов, криминогенного общения и безопасности».

В рамках школы проводились соответствующие исследования, защищались кандидатские и докторские диссертации, готовились и издавались монографии, учебные пособия, в частности, такие, как «Социальная конфликтология», «Социальная психология безопасности: теория и практика» и др.

При этом в качестве главной цели выступала потребность в разработке не только теоретического, но и практического аспекта изучаемых проблем. Иными словами, все это делалось для обеспечения развития личности, групп, семьи, организаций и общества.

Различные аспекты теории и практики развития раскрыты в следующих изданиях автора. Хронология изложения этой проблемы такова.

Если говорить кратко, но по существу, то содержание учебных пособий можно изложить в лапидарной форме, аннотирующем формате.

В 2011 г. было подготовлено учебное пособие «Историко-психологический анализ реформирования и модернизации России» (Москва, 2011).

В книге раскрывается понятие, классификация, теоретические подходы к проведению реформ и модернизации в различных сферах. Большое внимание уделяется освещению истории реформ и модернизации в царской, советской и современной России. В книге также анализируются различные модели развития России в XXI веке.

Но главное в данном случае состоит в том, что были сформулированы требования к созданию модели развития с учетом использования сравнительного анализа, конфликтологического подхода, теории национальных интересов и т. д. [2].

Два года спустя опубликовано учебное пособие «К. Роджерс. Гуманистическая психология теория и практика» под ред. А. Н. Сухова (Москва, 2013).

Для Цитирования:
Сухов Анатолий Николаевич, Социально-психологический подход к пониманию развития. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: