XXI в. — это период новых информационных и коммуникационных технологий, без которых уже невозможно представить экономическую и социальную жизнь в развитых странах. Если несколько лет назад овладение этими технологиями считалось выгодным профессиональным навыком, то сегодня это стало одним из обязательных требований, которое предъявляется к современному человеку.
В конце XX в. в профессиональной среде наркологов и психологов всё чаще стали упоминать о новом заболевании — так называемой компьютерной зависимости, которой подвержены в первую очередь дети и подростки, а также взрослые, вполне состоявшиеся люди. Поскольку проблема компьютерной зависимости оказывает негативное воздействие на психику человека, провоцирует возникновение социофобии, социальной дезадаптации, панических атак, навязчивых мыслей и т. п., ее решение имеет большое значение для общества и носит глобальный характер.
Что касается гаджет-зависимости (в разных источниках может быть употреблен также синонимичный термин «гаджет-аддикция»), то в настоящее время это еще мало изученное явление, которое становится в один ряд с такими видами аддикционного поведения, как интернет-, компьютерная и игровая зависимости. В отличие от гаджет-зависимости об ее предшественниках заговорили еще в конце 1980-х — начале 1990-х гг.
Цель исследования — провести теоретико-методологическое изучение формирования гаджет-зависимости и ее влияния на современных подростков. В ходе исследования были применены следующие методы и методики исследования:
1) теоретический анализ социально-психологической литературы по проблеме исследования;
2) диагностическая методика «Уровень гаджет-аддикции», разработанная нами на основе теста Кимберли Янг «Интернет-зависимость»;
3) метод обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• обобщены различные теоретические материалы по преодолению гаджет-зависимости;