По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.624–053.6:004.946 DOI:10.33920/pol-01-2304-05

Социально-психологическая проблема гаджет-зависимости в подростковом возрасте

Крючкова Ирина Михайловна канд. пед. наук, доцент кафедры социальной психологии и социальной работы, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», 390000, Рязанская область, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, Е-mail: rsu@365.rsu.edu.ru
Игнатова Анна Андреевна студентка 4 курса Института психологии, педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», 390000, Рязанская область, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, Е-mail: ignat0waa@yandex.ru

При возникновении нарушений в лично-эмоциональной, потребностно-мотивационной сферах, при наличии неблагоприятных условий в жизни подросток все чаще начинает использовать гаджеты. В случаях, когда невозможно их использовать, подросток начинает испытывать чувство тоски и тревоги. Со временем у молодого человека гаджет превращается в средство ухода от реальной жизни с целью снятия напряжения, например, после конфликта, ссоры и т. п. Долгое использование смартфона или планшета может спровоцировать возникновение физического или психического перенапряжения, головные боли, агрессивное поведение и прочие деструктивные проявления. Следовательно, на данном этапе развития общества одной из актуальных проблем в областях клинической психологии, психосоциальной работы, психиатрии, наркологии и т. д. является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению гаджет-аддикции у лиц подросткового возраста.

Литература:

1. Алтухов Н. И., Галкин К. Ю. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности. Независимый психиатрический журнал. 2007; 3: 285–289.

2. Балясникова А. Е. Психологические особенности цифрового поколения. Современный мир и психология: сборник статей студентов — участников XI московской науч.-практ. конф. «Студент. Наука», 17 ноября 2016 г. / сост. Т. А. Шилова; ред. совет конф.: Е. С. Романова, Т. А. Шилова, Б. М. Абушкин. М., 2017: 198.

3. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 2013; 190 с.

4. Боярова К. В. Кибер-аддикция: еще один вид зависимости. Вестник Харьковского национального университета. Харьков: Психология, 2006: 41–46.

5. Ермоленко А. В. Компьютерная зависимость как феномен отклонения в когнитивном развитии личности. Психология. 2011; 2: 22–26.

6. Ефимова М. В. Психологические аспекты формирования компьютерной зависимости. Молодой ученый. 2015; 7 (87): 678–680. URL: https://moluch.ru/archive/87/16866/ (дата обращения: 14.01.2023).

7. Качан, Г. А. Факторы риска формирования гаджет-зависимости в подростковом возрасте / Г. А. Качан, Н. Л. Гаврилова / Наука — образованию, производству, экономике. Витебск, 2017: 52–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29136547 (дата обращения: 20.12.2022).

8. Михайлина А. В. Гаджет-аддикция: причины возникновения, методы борьбы. Аллея науки. 2017; 12: 116–122.

9. Олейникова В. А. К вопросу о сущности подростковой аддиктивности. Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2014; 4: 79–83.

10. Пережогин Л. О. Интернет-аддикция в подростковой среде. Психологический журнал. 2009; 9: 145–151.

11. Трафимчик Ж. И. Интегративный подход к проблемам Я-концепции личности с игровой компьютерной зависимостью. Психология. 2011; 4: 24–28.

12. Фельдштейн Д. Н. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы. Национальный психологический журнал. 2010; 2 (4): 6–11.

13. Шабанов П. Д., Лебедев А. А., Мещеров Ш. К., Павленко В. П., Стрельцов В. Ф. Роль дофамина в формировании эмоционального поведения. Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2003; 2: 23–25.

14. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. Днепропетровск: Пороги, 2006; 196 с.

1. Altukhov N. I., Galkin, K. Iu. Zavisimost ot kompiuternoi virtualnoi realnosti [Dependence on computer virtual reality] // Nezavisimyi psikhiatricheskii zhurnal [Independent Psychiatric Journal. — 2007 — No. 3. — P. 285–289. (In Russ.)

2. Baliasnikova, A. E. Psikhologicheskie osobennosti tsifrovogo pokoleniia [Psychological features of the digital generation] /A. E. Baliasnikova; academic advisor O. N. Komarova // Sovremennyi mir i psikhologiia [Modern World and Psychology]: Collection of articles by students-participants of XI Moscow scientific and practical conf. «Student Science», 17 Nov. 2016 / comp. T. A. Shilov; [ed. board: E. S. Romanova, T. A. Shilova, B. M. Abushkin]. М., 2017. P. 198. (In Russ.)

3. Borodkin F. M., Koriak N. M. Vnimanie: konflikt! [Attention: conflict!] [Text] / F. M. Borodkin, N. M. Koriak. Novosibirsk: Nauka, 2013. 190 p. (In Russ.)

4. Boiarova K.V. Kiber-addiktsiia: eshche odin vid zavisimosti [Cyber addiction: another type of addiction] // Vestnik Kharkovskogo Natsionalnogo Universiteta [Bulletin of the Kharkov National University]. — Kharkov: Psychology, 2006. — P. 41–46. (In Russ.)

5. Ermolenko A.V. Kompiuternaia zavisimost kak fenomen otkloneniia v kognitivnom razvitii lichnosti [Computer addiction as a phenomenon of deviation in the cognitive development of personality] // Psikhologiia [Psychology]. — 2011. — No. 2. — P. 22–26. (In Russ.)

6. Efimova M.V. Psikhologicheskie aspekty formirovaniia kompiuternoi zavisimosti [Psychological aspects of the formation of computer dependence] / M.V. Efimova. — Text: direct // Molodoi uchenyi [Young Scientist]. 2015. No. 7 (87). P. 678–680. Available at: https://moluch.ru/archive/87/16866/ (accessed: 01/14/2023). (In Russ.)

7. Kachan G. A. Faktory riska formirovaniia gadzhet-zavismosti v podrostkovom vozraste [Risk factors for the formation of gadget addiction in adolescence] [Electronic resource] / G. A. Kachan, N. L. Gavrilova // Nauka — obrazovaniiu, proizvodstvu, ekonomike [Science — Education, Production, Economics]. — Vitebsk, 2017. — P. 52–53. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=29136547 (accessed: 12/20/2022), free. (In Russ.)

8. Mikhailina A.V. Gadzhet-addiktsiia: Prichiny vozniknoveniia, metody borby [Gadget addiction: Causes of occurrence, methods of struggle] // Alleia nauki [Alley of Science]. Ser. 1 2017 No. 12. P. 116–122. (In Russ.)

9. Oleinikova V. A. K voprosu o sushchnosti podrostkovoi addiktivnosti [On the essence of adolescent addiction] // Vestnik Soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Cheliabinskoi oblasti [Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk Region]. 2014. No. 4. P. 79–83. (In Russ.)

10. Perezhogin L. O. Internet — addiktsiia v podrostkovoi srede [Internet — addiction in adolescence] // Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal]. — 2009. — No. 9. — P. 145–151. (In Russ.)

11. Trafimchik Zh. I. Integrativnyi podkhod k problemam Ia-kontseptsii lichnosti s igrovoi kompiuternoi zavisimostiu [An integrative approach to the problems of the self-concept of a person with computer game addiction] // Psikhologiia [Psychology]. — 2011. — No. 4. — P. 24–28. (In Russ.)

12. Feldshtein D. N. Izmeniaiushchiisia rebenok v izmeniaiushchemsia mire: psikhologo-pedagogicheskie problemy novoi shkoly [A changing child in a changing world: psychological and pedagogical problems of the new school] // Natsionalnyi psikhologicheskii zhurnal [National Psychological Journal]. 2010. No. 2 (4). — P. 6–11. (In Russ.)

13. Shabanov P. D., Lebedev A. A., Meshcherov Sh. K., Pavlenko V. P., Streltsov V. F. Rol dofamina v formirovanii emotsionalnogo povedeniia [The role of dopamine in shaping emotional behavior] // Obzory po klinicheskoi farmakologii i lekarstvennoi terapii [Reviews on Clinical Pharmacology and Drug Therapy]. 2003. No. 2. P. 23–25. (In Russ.)

14. Iurieva L. N., Bolbot T. Iu. Kompiuternaia zavisimost: formirovanie, diagnostika, korrektsiia i profilaktika [Computer addiction: formation, diagnostics, correction and prevention]: Monograph. Dnepropetrovsk: Thresholds, 2006. 196 p. (In Russ.)

XXI в. — это период новых информационных и коммуникационных технологий, без которых уже невозможно представить экономическую и социальную жизнь в развитых странах. Если несколько лет назад овладение этими технологиями считалось выгодным профессиональным навыком, то сегодня это стало одним из обязательных требований, которое предъявляется к современному человеку.

В конце XX в. в профессиональной среде наркологов и психологов всё чаще стали упоминать о новом заболевании — так называемой компьютерной зависимости, которой подвержены в первую очередь дети и подростки, а также взрослые, вполне состоявшиеся люди. Поскольку проблема компьютерной зависимости оказывает негативное воздействие на психику человека, провоцирует возникновение социофобии, социальной дезадаптации, панических атак, навязчивых мыслей и т. п., ее решение имеет большое значение для общества и носит глобальный характер.

Что касается гаджет-зависимости (в разных источниках может быть употреблен также синонимичный термин «гаджет-аддикция»), то в настоящее время это еще мало изученное явление, которое становится в один ряд с такими видами аддикционного поведения, как интернет-, компьютерная и игровая зависимости. В отличие от гаджет-зависимости об ее предшественниках заговорили еще в конце 1980-х — начале 1990-х гг.

Цель исследования — провести теоретико-методологическое изучение формирования гаджет-зависимости и ее влияния на современных подростков. В ходе исследования были применены следующие методы и методики исследования:

1) теоретический анализ социально-психологической литературы по проблеме исследования;

2) диагностическая методика «Уровень гаджет-аддикции», разработанная нами на основе теста Кимберли Янг «Интернет-зависимость»;

3) метод обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• обобщены различные теоретические материалы по преодолению гаджет-зависимости;

Для Цитирования:
Крючкова Ирина Михайловна, Игнатова Анна Андреевна, Социально-психологическая проблема гаджет-зависимости в подростковом возрасте. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: