Одним из существенных факторов, влияющих на развитие современного российского общества, является этнопсихологическая проблема.
Она была актуальной всегда. Её острота варьировалась, но по сути она оставалась неизменной.
В условиях войны, конфликтов, санкций и т. д. актуальность этнопсихологической проблемы возрастает. Она используется в качестве совершения «цветных революций», развала той или иной страны.
История становления этнопсихологии неотделима от хронологии развития социальной психологии как таковой.
Своими корнями она уходит в далёкое прошлое. Донаучный её период развития складывался постепенно. Он не отделим от Древнего мира, Средневековья.
Потребовалось очень много времени, чтобы на основе практического опыта и его теоретического осмысления возникла система представлений о сущности этнопсихологических явлений. Целенаправленное же изучение национально-психологических особенностей других народов началось в 30‑х годах XX в.
Начало осмыслению собственно этнической психологии, т. е. «психологии народов» как самостоятельной отрасли знаний, ее методологических и теоретических основ было положено М. Лацарусом и X. Штейнталем.
Идею о выделении «психологии народов» как особой отрасли знаний развил и систематизировал Вильгельм Вундт (1832–1920) — немецкий психолог, физиолог и философ, создавший в 1879 году первую в мире психологическую лабораторию, преобразованную позже в Институт экспериментальной психологии.
Его фундаментальный десятитомный труд «Психология народов» имел своей целью окончательно закрепить право существования этнопсихологических представлений, которые мыслились Вундтом как продолжение и дополнение индивидуальной психологии.
В конце XIX века французский ученый Г. Лебон (1842–1931), которого на Западе считают основоположником социальной психологии, дополнил «психологию народов» своими личными воззрениями. Он полагал, что у каждой расы есть свой устойчивый психологический менталитет, формирующийся на протяжении многих веков. По мнению Г. Лебона, совокупность психологических особенностей этноса образует некий средний тип, дающий возможность понять сущность народа.