По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.422:352

Социально-политическая трансформация института местного самоуправления в условиях реформирования

Ольга Геннадьевна Яровенко магистрант государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Среднерусский институт управления — филиал, E-mail: ogligmu@mail.ru

В статье раскрываются основные тенденции развития местного самоуправления в условиях муниципальной реформы. Автором актуализирован вопрос развития вариативности структуры органов местного самоуправления с учетом внесения поправок в действующее федеральное законодательство. Перечислены основные институциональные преобразования в рамках нового этапа реформы местного самоуправления, которые закрепили модели управления в муниципальных районах и городских округах. Эффективная модернизация органов местного самоуправления предполагает более активное участие граждан в местных делах, в частности в форме прямых и совещательных форм демократии. Выявлены факторы, от которых зависит качество работы органов местного самоуправления и, соответственно, скорость реагирования муниципальных органов на социально-политические и экономические проблемы территорий.

Литература:

1. Вульфович Р. М., Лобко В. Функциональный и территориальный аспекты проблемы развития местного самоуправления // Власть. — 2010. — № 1. — С. 25–29.

2. Дементьев А. Н. Теории местного самоуправления и их современные интерпретации // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 4. — С. 15–21.

3. Евстифеев Р. В. Новейшие трансформации местного самоуправления в России // Социально-политическая трансформация в современной России: поиск модели устойчивого развития. Сборник статей / Л. И. Никовская (отв. ред.), В. Н. Шевченко, В. Н. Якимец. — М.: Ключ, 2015. — С. 129–143.

4. Меркулова К. Г. «Консолидация власти» в муниципалитетах в процессе современной реформы местного самоуправления в России: содержание и последствия // устойчивый экономический рост: политические и социальные предпосылки. Сборник по материалам Гайдаровских чтений: в 2-х тт. / под ред. С. В. Приходько. — М., 2017. — С. 52–54.

5. Слатинов В. Б., Меркулова К. Г. Современный этап российской муниципальной реформы: содержание и ожидаемые эффекты // Среднерусский вестник общественных наук. — 2015. –Т. 10, № 3. — С. 37–45.

6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.11.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru.

7. Школа молодого политика. Местное самоуправление: истоки проблем и суть реформы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shkola-munitcipalnogo-politika.ru/reforma-mestnogo-samoupravleniya/ mestnoe-samoupravlenie-istoki-problem-i-sut-reformy.

Деятельность органов местного самоуправления в России охватывает длительный исторический период, состоящий из трансформации всех социальных институтов, а также сменяющих друг друга политико-правовых режимов. Их смена сопровождалась отрицанием существовавшей ранее социально-политической конструкции общества, являющейся фундаментом существования, некой идеологической платформой местного самоуправления.

В субъектах РФ была проведена реформа местного самоуправления, в результате которой введены новые виды муниципальных образований, а также расширены полномочия региональной власти в области организации деятельности органов местного самоуправления. С 1 января 2009 г. вступил в полную силу федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 . Однако современный исторический этап развития местного самоуправления в России своеобразен и противоречив.

Современная российская система МСУ является наследницей не только и не столько хаотичных реформ новой России, «но в большей степени пожинает плоды ушедшей в небытие системы советского госуправления. В СССР была формально закреплена та самая пирамида общественного устройства основанием вниз, то есть с фундаментом из регулярно избираемых народных депутатов»2 .

Новая повестка дня потребовала от органов местного самоуправления не только простого исполнения функций по обслуживанию населения, но и большей инициативы, направленной на развитие территорий. «Этот тот случай, когда глобальная цель — экономический рост страны — начинается с «малых» инициатив в районе, поселке, городе»3 . Под этими задачами эксперты в области МСУ ожидают и дальнейших шагов законодателей: бюджетной и налоговой реформ, чтобы, наконец, наполнить деньгами муниципалитеты; расширения полномочий под обновленную финансовую базу; создания стимулов для развития локальных территорий, межмуниципальных связей, точек роста. Уже в начале 2000-х начал вырисовываться вектор политики, направленный на выстраивание четкой управленческой вертикали, управляемость территорий, жесткое бюджетное регулирование и особое внимание к социальной сфере — на возрождение государства. Систему местного самоуправления видели важным механизмом этих процессов на базовом уровне, одновременно рассчитывая на инициативу снизу. Два противоположных, по сути, вектора такой концепции и породили основное противоречие всей системы4 .

Для Цитирования:
Ольга Геннадьевна Яровенко, Социально-политическая трансформация института местного самоуправления в условиях реформирования. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: