Деятельность органов местного самоуправления в России охватывает длительный исторический период, состоящий из трансформации всех социальных институтов, а также сменяющих друг друга политико-правовых режимов. Их смена сопровождалась отрицанием существовавшей ранее социально-политической конструкции общества, являющейся фундаментом существования, некой идеологической платформой местного самоуправления.
В субъектах РФ была проведена реформа местного самоуправления, в результате которой введены новые виды муниципальных образований, а также расширены полномочия региональной власти в области организации деятельности органов местного самоуправления. С 1 января 2009 г. вступил в полную силу федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 . Однако современный исторический этап развития местного самоуправления в России своеобразен и противоречив.
Современная российская система МСУ является наследницей не только и не столько хаотичных реформ новой России, «но в большей степени пожинает плоды ушедшей в небытие системы советского госуправления. В СССР была формально закреплена та самая пирамида общественного устройства основанием вниз, то есть с фундаментом из регулярно избираемых народных депутатов»2 .
Новая повестка дня потребовала от органов местного самоуправления не только простого исполнения функций по обслуживанию населения, но и большей инициативы, направленной на развитие территорий. «Этот тот случай, когда глобальная цель — экономический рост страны — начинается с «малых» инициатив в районе, поселке, городе»3 . Под этими задачами эксперты в области МСУ ожидают и дальнейших шагов законодателей: бюджетной и налоговой реформ, чтобы, наконец, наполнить деньгами муниципалитеты; расширения полномочий под обновленную финансовую базу; создания стимулов для развития локальных территорий, межмуниципальных связей, точек роста. Уже в начале 2000-х начал вырисовываться вектор политики, направленный на выстраивание четкой управленческой вертикали, управляемость территорий, жесткое бюджетное регулирование и особое внимание к социальной сфере — на возрождение государства. Систему местного самоуправления видели важным механизмом этих процессов на базовом уровне, одновременно рассчитывая на инициативу снизу. Два противоположных, по сути, вектора такой концепции и породили основное противоречие всей системы4 .