По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.95 DOI:10.33920/med-08-2102-03

Социально-гигиенические факторы качества жизни юных спортсменов

Потапова Елена Александровна канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры психосоматики и психотерапии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2; https://orcid.org/0000-0003-1475-5503, e-mail: potapova.doc@yandex.ru
Земляной Дмитрий Алексеевич канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры общей гигиены, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2; https://orcid.org/0000-0003-4716-809X, e-mail: zemlianoj@mail.ru
Антонов Андрей Александрович ассистент кафедры общей гигиены, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации;194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2; https://orcid.org/0000-0001-7455-8996, e-mail: andrej-antonov-60@mail.ru
Щерба Елена Викторовна канд. мед. наук, доцент кафедры общей гигиены, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2; https://orcid.org/0000-0002-8199-6289, e-mail: shcherba.elena.gpmu@gmail.com

Занятия спортом сопряжены со значительными физическими и психологическими нагрузками и могут оказывать негативное влияние на здоровье детей и подростков, снижая качество жизни юных спортсменов. Цель исследования — оценить показатели физического и социально-психологического компонентов качества жизни подростков, занимающихся спортом в рамках ДЮСШ. Материалы и методы. В анализ включены данные исследования 58 спортсменов мужского пола в возрасте 14–17 лет, занимающихся в секциях футбола, кикбоксинга и лыжного двоеборья ДЮСШ. Использовались методы анкетирования, многомерной оценки детской тревожности (МОДТ), оценку качества жизни юных спортсменов производили с помощью методики PedsQL™ для детей в возрасте от 13 до 18 лет. К особенностям компонентов режима дня спортсменов, снижающих качество жизни юных спортсменов, можно отнести снижение продолжительности сна, кратности приемов пищи, значительную факультативную нагрузку, интенсивное использование гаджетов в периоды отдыха. Выявлены статистически значимые отличия в оценке параметров качества жизни в зависимости от вида спортивной деятельности, что обусловлено спецификой тренировочного процесса и выраженностью спортивных нагрузок. Обнаружена возрастная тенденция к снижению качества жизни среди спортсменов старшего подросткового возраста, которая может быть следствием увеличения учебных и тренировочных нагрузок. Наиболее значимые корреляционные связи оценки качества жизни подростками были установлены с такими параметрами, как возраст спортсменов, выраженность учебной и спортивной нагрузки, эмоциональная и социальная тревожность. Заключение. Результаты исследования показали, что на состояние здоровья подростков, занимающихся спортом, влияют не только медицинские, но и социально-психологические факторы. Оценка показателей качества жизни должна использоваться в рамках комплексного сопровождения юных спортсменов, что позволит обеспечить их физическое и психоэмоциональное благополучие.

Литература:

1. Положение детей и семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге. СПбГБУ «ГИМЦ «Семья». URL: homekid. ru/content/docs/doklady/2019/Раздел %204.pdf (дата обращения: 12.12.2020).

2. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. М. Росстат. 2019.

3. Сетко Н.П., Сетко А. Г. Актуальные проблемы развития школьной медицины на современном этапе. Лечение и профилактика. 2017; 1 (21): 57–62.

4. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в медицине и педиатрии. Вопросы современной педиатрии. 2005; 4 (2): 7–12

5. Васильев В.В., Перекусихин М.В., Корочкина Ю.В. Влияние экологических и социально-гигиенических факторов на состояние здоровья детей школьного возраста. Гигиена и санитария. 2016; 95 (8): 760–764.

6. Земляной Д.А., Львов С.Н., Бржеский В.В., Ефимова Е.Л., Пузырев В. Г., Александрович И.В., Сорокина М.А. Особенности организации режима дня и динамика изменений рефракции у учащихся младших классов Санкт-Петербурга. Педиатр. 2018; 9 (6): 45–50.

7. Потапова Е.А., Щерба Е.В., Земляной Д.А. и др. Влияние средовых факторов на психоэмоциональное состояние юных спортсменок. Санитарный врач. 2020; 11: 53–64.

8. Дрогомерецкий В.В., Третьяков А.А. Низкая двигательная активность как фактор проявления отклонений в состоянии здоровья у детей дошкольного и школьного возраста. Научный журнал Дискурс. 2017; 7 (9): 27–34.

9. WHO Quality of Life Assessment Group. What quality of life? / The WHOQOL Group. World Health Forum. 1996; 17 (4) : 354–356.

10. Кучма В.Р., Ушаков И.Б., Соколова Н.В., Есауленко И.Э., Губина О.И., Попов В.И., Рапопорт И.Р. Методы оценки качества жизни. М. Воронеж: ИСТОКИ, 2006: 112.

11. Ионова Т.И., Никитина Т.П. Принципы выбора инструмента исследования качества жизни в педиатрии. Вестник межнационального центра исследования качества жизни. 2018; 31–32: 81–85.

12. Соколова Н.В., Попов В.И., Алферова С.И., Артюхова И. Г., Кварацхелия А. Г. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни студенческой молодежи. Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2013; 3 (91): 130–134.

13. Moeijes, J., van Busschbach, J. T., Wieringa, T. H. et al. Sports participation and health-related quality of life in children: results of a cross-sectional study. Health Qual Life Outcomes. 2019; 28: 2453–2469.

14. Малкова Е. Е., Вассерман Л.И. Психодиагностическая методика для многомерной оценки детской тревожности. Пособие для врачей и психологов. НИПНИ им. Бехтерева, 2007: 35.

15. Varni J., Seid M., Knight T. et al. The PedsQL™ Generic Core Scales: sensitivity, responsiveness, and impact on clinical decision-making. Journal of Behavioral Medicine. 2002; 25: 175–193.

16. Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в клинической медицине. Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2006; 1: 91–99.

17. Луцкан И.П., Саввина Н.В., Саввина А.Д. Влияние спорта на качество жизни школьников как критерий эффективности профилактической медицины. Якутский медицинский журнал. 2012; 4 (40): 60–63.

18. Коноплева А.Н., Ачиева Н. Е. Влияние занятий различными видами спорта на формирование личности школьников 13–14 лет. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015; 7–2: 72–77.

19. Joel S. Sports Specialization and Intensive Training in Young Athletes. Pediatrics. 2016; 138: 2016–2148.

1. The situation of children and families with children in Saint Petersburg. SPbGBU «GIMC «Sem’ja». Available at: homekid.ru/content/docs/doklady/2019/Раздел %204.pdf (accessed 12 December 2020). (in Russian)

2. Zdravookhranenie v Rossii. 2019: Stat.sb. М. Rosstat. 2019. (in Russian)

3. Setko N.P., Setko A.G. The actual problems of modern school medicine. Lechenie i profilaktika (Treatment and Prevention). 2017; 1 (21): 57–62. (in Russian)

4. Baranov A.A., Al’bitskiy V. Yu., Vinyarskaya I.V. Study of quality of life in medicine and pediatrics. Voprosy sovremennoj pediatrii (Questions of modern pediatrics). 2005; 4 (2): 7–12. (in Russian)

5. Vasilyev V.V., Perekusikhin M.V., Korochkina Yu.V. The impact of ecological and socio-hygienic factors on the health status of children of school age. Gigiena i sanitariya (Hygiene and Sanitation). 2016; 95 (8): 760–

764. (in Russian)

6. Zemlyanoy D.A., Lvov S.N., Brzhesky V.V., Efimova E. L., Puzyrev V.G., Alexandrovich I.V., Sorokina M.A. Features of the organization of a day regimen and the level of ophthalmologic pathology at pupils of elementary grades of St. Petersburg. Pediatr (Pediatrician). 2018; 6: 45–50. (in Russian)

7. Potapova E.A., Shcherba E.V., Zemlyanoy D.A., Danilova V.V., Puzyrev V.G., Vasil’eva I.V., Zharkova V.D. Influence of environmental factors on the psychoemotional state of young athletes. Sanitarnyy vrach (Sanitary doctor). 2020; 11: 53–64. (in Russian)

8. Drogomeretskiy V.V., Tretiakov A.A. Low physical activity as a factor in the manifestation of deviations in health status in children of preschool and school age. Nauchnyy zhurnal Diskurs (The scientific journal Discourse). 2017; 7 (9): 27–34. (in Russian)

9. WHO Quality of Life Assessment Group. What quality of life? / The WHOQOL Group. World Health Forum 1996; 17 (4) : 354–356.

10. Kuchma V.R., Ushakov I.B., Sokolova N.V., Esaulenko I. E., Gubina O. I., Popov V. I., Rapoport I.R. Methods for assessing the quality of life. Moscow-Voronezh: ISTOKI. 2006:112. (in Russian)

11. Ionova T. I., Nikitina T.P. Principles for the choice of quality of life questionnaires in pediatric studies. Vestnik mezhnatsional’nogo tsentra issledovaniya kachestva zhizni (Bulletin of the Multinational Center of Quality of Life Research 2019/33-34). 2018; 31–32: 81–85. (in Russian)

12. Sokolova N.V., Popov V. I., Alferova S. I., Artyukhova I.G., Kvaratskheliya A.G. A comprehensive approach to the hygienic assessment of students’ quality of life. Byulleten’ VSNTs SO RAMN (Bulletin of Eastern-Siberian scientific centre of Siberian branch of the Russian academy of medical sciences). 2013; 3 (91): 130–134. (in Russian)

13. Moeijes, J., van Busschbach, J. T., Wieringa, T. H. et al. Sports participation and health-related quality of life in children: results of a cross-sectional study. Health Qual Life Outcomes. 2019; 8: 2453–2469.

14. Malkova E. E., Vasserman L. I. Psychodiagnostic method for multivariate assessment of children’s anxiety. Manual for doctors and psychologists. NIPNI im. Bekhtereva, 2007: 35. (in Russian)

15. Varni J., Seid M., Knight T. et al. The PedsQL™ Generic Core Scales: sensitivity, responsiveness, and impact on clinical decision-making. Journal of Behavioral Medicine. 2002; 25: 175–193.

16. Novik A.A., Ionova T. I. Quality of life research in clinical medicine. Vestnik Nacional’nogo medikohirurgicheskogo Centra im. N. I. Pirogova. 2006; 1: 91–99. (in Russian)

17. Luckan I.P., Savvina N.V., Savvina A.D. The influence of sports on the quality of life of schoolchildren as a criterion for the effectiveness of preventive medicine. Yakutskii meditsinskii zhurnal (Yakut medical journal). 2012; 4 (40): 60–63. (in Russian)

18. Konopleva A.N., Achieva N. E. The influence of various sports on the formation of the personality of students aged 13–14 years. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk (Actual problems of humanities and natural sciences). 2015; 7–2: 72–77. (in Russian)

19. Joel S. Sports Specialization and Intensive Training in Young Athletes. Pediatrics. 2016; 138: 2016–2148.

По данным официальной статистики и научных исследований, динамика показателей заболеваемости детей и подростков имеет отрицательную тенденцию, в ранговой структуре нозологий ведущие места наравне с болезнями органов дыхания и болезнями глаза и его придаточного аппарата занимают болезни костно-мышечной системы [1–3]. Влияние санитарно-гигиенических, средовых факторов [4], в том числе образа жизни [5], интенсификация учебного процесса и нарушения режима дня [5–7], проблемы питания [3], а также дефицит двигательной активности [8] являются одной из важных причин снижения уровня физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения.

По определению ВОЗ, качество жизни — это «характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования, основанная на его субъективном восприятии» [9]. В то же время качество жизни — это, прежде всего, «медико-социальное явление, охватывающее соматическое и психофизиологическое здоровье человека, его жизненные ценности, а также уровень экономического развития общества» [10].

Проблема качества жизни подростков оценивается исследователями как весьма актуальная [11, 12]. Понятие «качество жизни» достаточно обширное и охватывает все сферы функционирования современной молодежи, включая не только реальное положение дел, но и субъективную оценку условий жизнедеятельности.

Решением проблемы гипокинезии является активное вовлечение детей и подростков в массовый спорт, который способствует формированию, сохранению и укреплению их здоровья. При этом необходимо учитывать тот факт, что стремление детей к высоким результатам при занятиях спортом часто может приводить к значительным физическим и психоэмоциональным нагрузкам, оказывать негативное влияние на здоровье, снижая качество жизни юных спортсменов [13].

Данная проблема предполагает необходимость комплексного и всестороннего изучения специфики образа жизни юных спортсменов с целью разработки и дальнейшего внедрения профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение качества их жизни, что и обусловливает актуальность данного исследования.

Для Цитирования:
Потапова Елена Александровна, Земляной Дмитрий Алексеевич, Антонов Андрей Александрович, Щерба Елена Викторовна, Социально-гигиенические факторы качества жизни юных спортсменов. Санитарный врач. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: