Проявления профессионального выгорания у врачей, медицинских сестер и представителей других социальных профессий известны достаточно давно, однако актуальность данной проблемы не только не снижается, но и представляет все больший интерес для ученых различных отраслей науки – медицины, психологии, педагогики. Ежегодно в мире издаются в среднем по (612 ± 63) публикаций, посвященных профессиональному выгоранию, в том числе по (139 ± 12) публикаций о профессиональном выгорании среднего медицинского персонала [1]. Следует отметить, что достаточно большое количество публикаций по проблеме профессионального выгорания имеют ярко выраженный междисциплинарный характер и не могут быть отнесены к какой-то определенной отрасли знаний [8].
Однако, несмотря на высокий интерес к проблеме и ее актуальность, до настоящего времени окончательно не выявлены социально-гигиенические детерминанты формирования профессионального выгорания у среднего медицинского персонала. Можно полагать, что низкий уровень жизни, невысокая заработная плата, недостаточная социальная поддержка со стороны руководства медицинских организаций, практически нереализуемые возможности служебного роста, неудовлетворительные взаимоотношения в коллективе, неблагоприятные условия труда, несформированность института семьи и пассивная жизненная позиция будут способствовать возникновению у медицинских работников среднего звена профессиональной дезадаптации и профессионального выгорания.
Принято считать, что термин «выгорание» (англ. – burnout) впервые в научной публикации использовал американский психиатр H.J. Freudenberger (1974). В своих работах H.J. Freudenberger представил психиатрический аспект выгорания, описывая синдром разочарования и усталости у работников психиатрических учреждений.
Социально-психологический подход при описании феномена профессионального выгорания связывается с исследованиями американского психолога Кристины Маслач (C. Maslach) и ее коллег.
В 1981 году C. Maslach и S.E. Jackson создают трехфакторную модель профессионального выгорания, впоследствии получившую наибольшее распространение. Профессиональное выгорание стали рассматривать в совокупности выраженности трех компонентов – эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений (рис. 1).