По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342.32/.33 (575.2) DOI:10.33920/pol-01-2007-09

Социально-экономические последствия смены политического режима в Кыргызстане

Айтиев Шухрат Анварович аспирант Ошского государственного университета, Кыргызстан, 723500, г. Ош, ул. Ленина, д. 331 saytiev@yahoo.com
Салморбекова Рита Бобуевна доктор социологических наук, профессор Национальной академии наук Кыргызской Республики, Кыргызстан, 723500, г. Ош, ул. Ленина, д. 331 r.salmorbekova@mail.ru

В данной статье анализируются социально-экономические и политические причины неэффективности режимов постсоветского Кыргызстана. На основе анализа происходящих событий автором отмечена роль третьих сил в систематической нестабильности в обществе. А также обозначены множество нерешенных проблем, в частности этнонационализм, разделенность общества на южные и северные кланы (по региональному признаку), нарастающие проблемы безопасности граждан страны. При этом в резюмирующем аспекте указаны движущие силы социально-политических конфликтов в Кыргызстане в 2005–2010 гг., которые привели к смене политических режимов.

Литература:

1. Орозалиев Б., Сборов А. Опять Секир-Бишкек. Власть. 2010; 14.

2. Переверзев И. Будешь нашим королем. План по самовержению… Киргизии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.centrasia.ru/ newsA.php?st=1275427620 (дата обращения: 12.06.2019).

3. Правозащитники: К вооруженному перевороту в Киргизии причастны спецслужбы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. shamilonline.org/ru/2012-07-20-16-35-33/2003-2010-04-28-12-26-18.html (дата обращения: 12.08. 2019).

4. Салмин А. М. Внешнеполитический механизм Российской Федерации // Современные международные отношения и мирвая политика. — Москва: Просвещение: 988 с.

5. Собянин А. Киргизский Тюльпан-2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.turkishnews.com/ru/ (дата обращения: вход. 14.07.2019).

6. Троицкий Е. Драма власти в Бишкеке. Международные процессы. 2010; 8 (2)

1. Orozaliev B., Sborov A. Opyat’ Sekir-Bishke [One More Violent Upheaval in Bishkek], Vlast’ [Power], 2010, no. 14

2. Pereverzev I. Budesh nashim korolem. Plan po samosverzheniyu… Kirgizii [Be Our King. Plan of Self-Overthrow… of Kirgiziya], available at: http://www. centrasia.ru/ newsA.php?st=1275427620 (accessed 12.06.2019).

3. Pravozazhshitniki: K vooruzhennomu perevorotu v Kirgizii pricchastny spetscluzhby [Human Rights Defenders: Special Services are involved in the Armed Coup in Kyrgyzstan]. Available at: http://www. shamilonline.org/ru/2012-07-20-16-35-33/2003-2010-04-28-12-26-18.html (accessed 12.08.2019)

4. Salmin A.M. Vneshnepoliticheskii mekhanizm Rossiiskoy Federatsii [Mechanism of the Foreign Policy of the Russian Federation], Sovremennyie mezhdunarodnyie otnosheniya i mirovaya politika [Modern International Relations and World Politics]. Moscow, Prosvezhshenie Publ., 988p.

5. Sobyanin A. Kirgizskii Tul’pan-2 [Kyrgyz Tulip-2]. Available at: http://www.turkishnews.com/ru/ ( accessed 14.07.2019)

6. Troitsky E. Drama vlasty v Bishkeke [Drama of Power in Bishkek], Mezhdunarodnyie protsessy [International Processes], 2010, vol.8, no. 2

С приобретением независимости в Кыргызстане сложился политический режим, который, используя термины транзитологии, называют незрелой, электоральной или нелиберальной демократией. Транзитное состояние политического режима кыргызстанское общество испытывает и по сей день, поскольку транзит ориентации от социалистической к демократической повлек смену режима и строя жизни. Данный переход обеспечивался не столько выполнением рекомендаций транзитологов, сколько принципиальным выбором в пользу разрыва с наследием мировой социалистической системы и присоединением к западным институтам [1. С. 748]. Поскольку с первых дней своего прихода к власти А. Акаев целенаправленно придерживался западных правил демократии, это дало западным фондам и организациям возможность свободно действовать в стране, однако кыргызстанское общество так и не смогло присоединиться к западным институтам с их ценностями и оторваться от принципов социальной справедливости, которые были основополагающими в социалистической системе.

Основной причиной существования электорального или незрелого режима стало также избрание народом президентов, которые за годы своего правления не смогли обеспечить высокий авторитет страны и выступить как полноправные акторы международных отношений.

Если анализировать кыргызстанское общества с 1990-х гг., то можно определить факторы, которые способствовали долгосрочному транзитному состоянию страны, дважды подвергшейся смене политического транзитного режима.

Значимой силой можно назвать и скрытое, подковерное противостояние региональных элит, их борьбу за финансовые ресурсы. Так, представители южного региона всегда были недовольны своей низкой представленностью в структурах власти — с первых дней становления кыргызской государственности властные структуры в основном представляли выходцы из северных областей страны [2. С. 76].

Особую роль в формировании самосознания общества сыграли события 1999–2000 гг., связанные с вторжением боевиков Исламского движения Узбекистана — ИДУ и международных террористических организаций в Баткенскую область. Исламское движение Узбекистана — религиозно-политическая исламистская организация, целью которой является приход к власти с помощью лозунгов ислама. Подобно другим группировкам, именующим себя «исламскими», ИДУ — инструмент международных центров и реакционных сил отдельных стран, использующих религиозных экстремистов для реализации своих геополитических интересов в Центральной Азии.

Для Цитирования:
Айтиев Шухрат Анварович, Салморбекова Рита Бобуевна, Социально-экономические последствия смены политического режима в Кыргызстане. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: