Статья поступила 12.05.2021.
Received May 12, 2021.
Профессиональный спорт многоаспектен в качестве объекта научных исследований, которые находят свое отражение в различных науках: от права и юриспруденции до финансов и экономики. Государственно-правовым и институциональным аспектам профессионального спорта в современной российской науке, включая аспект взаимодействии государственных органов управления на федеральном и региональном уровнях, а также криминологические аспекты развития профессионального спорта, уделяют внимание в последнее время такие ученые, как С. В. Алексеев [1], Е. А. Бобровский [2], Е. Г. Ермакова, В. М. Паршакова, К. А. Романова [5], В. В. Кожин [9], И. М. Клейменов [8], Н. В. Колесник [10], А. И. Понкина, И. В. Понкин [19].
Экономические, финансовые и налоговые проблемы развития профессионального спорта в Российской Федерации исследованы М. П. Бондаренко, Ю. А. Зубаревым, В. Ю. Карповым, К. К. Скоросовым [3], С. В. Кочетовой, Д. Н. Прянишниковой [11], А. В. Лабудиным, А. М. Шамхаловым [12], В. Г. Кещян, А. А. Алиевым, А. В. Титовским, Е. А. Лубышевым, А. В. Лыжовой, А. Д. Ниловой [16], О. В. Литвишко [13–15].
Проблемы инвестиционной деятельности и перспектив развития профессионального спорта в России исследованы в работах авторов А. И. Матвиенко [17], Ю. М. Мирющенко [18], Д. Г. Степыко, Д. В. Грачева, Д. С. Александрова, Д. А. оглы Фарзалиева, А. А. Головой [20], А. А. Тюфякова [22], В. А. Шелковой [22].
Основными источниками финансирования профессионального спорта в Российской Федерации являются:
• продажа медиаправ на мероприятия (спортивного соревнования, церемоний награждения, открытий и закрытий игр и т. д.), реализуемая в виде продажи прав трансляции вещателям всех типов;
• продажа входных билетов, включая абонементы, а также продажи продукции на стадионе в день матча (напитки, еда, печатная продукция);
• поступления от спонсорства, в том числе от рекламы любого вида (реклама в местах соревнований, продажа титулов-обозначений — ассоциирующих с соревнованием или с участником соревнования, включение фирменного наименования или товарного знака спонсора в наименование соревнования, команды, лиги, стадиона и т. д.);