Большинство многодетных семей в современной России нуждаются в оказании социальной помощи и поддержки со стороны государства. От мер социальной защиты в отношении малоимущих многодетных семей, осуществляемых социальными ведомствами и службами, зависит социальное благополучие данной категории населения.
В разработке мер социальной защиты малообеспеченной многодетной семьи можно выделить следующие три уровня законодательной и исполнительной власти: федеральный, региональный и муниципальный. На каждом из них субъекты социальной защиты выполняют общенациональные, региональные и местные целевые функции. В рамках реализации мер социальной защиты на федеральном уровне органами исполнительной власти принимаются нормативные акты, которые регламентируют общие принципы социальной политики; утверждается единая система государственных минимальных стандартов в сферах занятости, медицинского обслуживания, образования и культуры, а также оказания социальной поддержки; проектируются и внедряются социальные программы, определяются источники финансирования и разрабатываются меры по их реализации. На региональном уровне в обязанности органов власти в данной области входит, прежде всего, организация программ адресной социальной помощи, а именно установление прожиточного минимума конкретных семей, которые обращаются за помощью, определение степени их нуждаемости в результате расчета доходов семьи, а также определение размеров пособий.
Для муниципального (местного) уровня характерна организация социального обслуживания малообеспеченных многодетных семей на локальной территории. Т. В. Соловьева справедливо отмечает, что социальная защита — один из инструментов предупреждения и решения проблем многодетных семей [1, с. 229]. Важнейшими ее субъектами являются учреждения социальной защиты, главной целью деятельности которых в работе с многодетными семьями является содействие оптимизации их жизнедеятельности. А. Ю. Обрядова и Ю. А. Долгова полагают, что добиться реализации данной цели возможно, строя работу по двум основным направлениям: