Сегодня в здравоохранении, в медицинском образовании мы сталкиваемся с необходимостью создавать новые формы социального изменения, сдвига, трансформаций в медицинском образовании, в медицинском обслуживании, в формировании сознания людей на приучение к здоровому образу жизни, к новому прочтению ценностей развития как постоянного самосовершенствования личности, внутренней мотивированности и готовности к инновационной креативной деятельности в процессе трудовой деятельности.
В то же время обратимся к мнению американских социологов Э. Тоффлеру, Х. Тоффлеру, отмечающих в книге «Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь»: «…попытки изменить или заменить устаревшие способы управления, присущие индустриальной эпохе, повсеместно встречают упорное сопротивление со стороны традиционно ориентированных чиновников и их союзников. Вот почему многие наши основные институты являются нефункциональными.…Иными словами, правительства сегодня находятся в конфликте с самим временем» [9].
Медицинские вузы в России действуют в смежном поле – с одной стороны, подчиняются государственной политике в области образования, руководствуются государственной стратегией высшего образования, с другой стороны, являются частью системы здравоохранения [5]. Высшее медицинское образование оказывает значительное влияние на положение дел в здравоохранении, одновременно является своеобразным зеркалом процессов в здравоохранении. Сегодня значимость высшего медицинского образования особенно возросла в связи со структурными изменениями, произошедшими и происходящими в текущий момент.
Большое количество исследований, как в сфере образования, так и в здравоохранении фиксируют негативные процессы в системе высшего медицинского образования [2, 3, 6, 7, 10]. Уровень престижа профессии врача является общественным индикатором состояния сферы здравоохранения. В России в последнее время он снижается. При этом показатели здоровья нации также указывают на недостаточную эффективность системы здравоохранения. Выяснение причин создавшегося положения требует тщательных, всесторонних исследований, в том числе и в области непосредственного пересечения высшего медицинского образования и здравоохранения. Речь идет об изучении взаимовлияния системы высшего медицинского образования и системы здравоохранения и оказания медицинских услуг. Без подобных исследований затруднительно сформировать объективную картину их состояния, понять причины наблюдаемой нежелательной динамики и составить возможные сценарии их развития.