По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 61:614.2:378

Социальная реальность профессиональной деятельности врача

Ачкасов Евгений Евгеньевич д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой лечебной физкультуры и спортивной медицины, профессор кафедры госпитальной хирургии № 1 л/ф Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых, Москва, 2215.g23@rambler.ru
Шурупова Раиса Викторовна д-р соц. наук, канд. пед. наук, доцент, вед. научный сотрудник НИИ СМЭЗ и МС Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, профессор кафедры теории и технологии обучения в высшей школе ИПО, Москва, akraisa@gmail.com
Куршев Владислав Викторович гл. врач «Клиники спортивной медицины» (ОАО «ОК «Лужники»), ассистент кафедры ЛФК и спортивной медицины Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, аспирант, Москва

Социологическое исследование выявило мнение групп целевой аудитории о причинах снижения престижа профессии врача и отражает социальную реальность его профессиональной деятельности.

Литература:

1. Гуриев С. М. Наше самое высшее образование / Российское образование: тенденции и вызовы. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. – С. 65.

2. Давыдов М. И. Основные направления совершенствования медицинского образования в России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006. № 25.

3. Интервью Андреева И. В. Болевые точки // Медицинский вестник. – 2009. – № 16–17.

4. Клячко Т. Л., Мау В. А. Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/14/1214861545/2.pdf.

5. Пальцев М. А. Вузы вступили в период реформ: основные направления развития высшей медицинской школы // Медицинская газета. – 2007. – № 91. – С. 12–13.

6. Пальцев М. А. Проблемы развития и реформирования высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования. 2009. URL.: http://www.remedium.ru/section/marketing/detail.php?ID=23124.

7. Российское здравоохранение: мотивация врачей и общественная доступность / отв. ред. С. В. Шишкин. – М.: Независимый институт социальной политики, 2008.

8. Сокол А. Ф., Шурупова Р. В. Современный врач: особенности, пути совершенствования. Беэр – Шева. ИНАРН, 2014. – С. 204.

9. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. – М.: АСТ; Профиздат, 2008.

10. Чубарова Т. В. Система здравоохранения России: экономические проблемы развития / Здоровье граждан как общественная проблема (ответственность государства, личности, медицинских работников и гражданских организаций). 2009. URL.: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/9970/9998/10000/document10312. shtm.

Сегодня в здравоохранении, в медицинском образовании мы сталкиваемся с необходимостью создавать новые формы социального изменения, сдвига, трансформаций в медицинском образовании, в медицинском обслуживании, в формировании сознания людей на приучение к здоровому образу жизни, к новому прочтению ценностей развития как постоянного самосовершенствования личности, внутренней мотивированности и готовности к инновационной креативной деятельности в процессе трудовой деятельности.

В то же время обратимся к мнению американских социологов Э. Тоффлеру, Х. Тоффлеру, отмечающих в книге «Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь»: «…попытки изменить или заменить устаревшие способы управления, присущие индустриальной эпохе, повсеместно встречают упорное сопротивление со стороны традиционно ориентированных чиновников и их союзников. Вот почему многие наши основные институты являются нефункциональными.…Иными словами, правительства сегодня находятся в конфликте с самим временем» [9].

Медицинские вузы в России действуют в смежном поле – с одной стороны, подчиняются государственной политике в области образования, руководствуются государственной стратегией высшего образования, с другой стороны, являются частью системы здравоохранения [5]. Высшее медицинское образование оказывает значительное влияние на положение дел в здравоохранении, одновременно является своеобразным зеркалом процессов в здравоохранении. Сегодня значимость высшего медицинского образования особенно возросла в связи со структурными изменениями, произошедшими и происходящими в текущий момент.

Большое количество исследований, как в сфере образования, так и в здравоохранении фиксируют негативные процессы в системе высшего медицинского образования [2, 3, 6, 7, 10]. Уровень престижа профессии врача является общественным индикатором состояния сферы здравоохранения. В России в последнее время он снижается. При этом показатели здоровья нации также указывают на недостаточную эффективность системы здравоохранения. Выяснение причин создавшегося положения требует тщательных, всесторонних исследований, в том числе и в области непосредственного пересечения высшего медицинского образования и здравоохранения. Речь идет об изучении взаимовлияния системы высшего медицинского образования и системы здравоохранения и оказания медицинских услуг. Без подобных исследований затруднительно сформировать объективную картину их состояния, понять причины наблюдаемой нежелательной динамики и составить возможные сценарии их развития.

Для Цитирования:
Ачкасов Евгений Евгеньевич, Шурупова Раиса Викторовна, Куршев Владислав Викторович, Социальная реальность профессиональной деятельности врача. Справочник врача общей практики. 2015;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: