Сущность социальной политики государства в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья — это деятельность государства и социальных институтов, направленная на эффективное развитие социальной сферы, совершенствование условий и качества жизни граждан с ограниченными возможностями через систему социальной защиты, социальной поддержки и социальной работы с населением. Одной из задач социальной работы является процесс восстановления жизнедеятельности не только самостоятельной, но и творческой, активной, которое было утрачено клиентом в силу различных причин. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации. К направлениям социальной реабилитации следует отнести реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
Н. Ф. Басов рассматривает социальную реабилитацию как последовательность действий, комплекс методов, приемов, с применением различных подходов для достижения основной цели данной технологии [4, с. 83].
Авторы описывают технологию социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья с разных позиций: процесс, деятельность и результат. С точки зрения Б. С. Бондаренко социальная реабилитация как процесс — это социальная система, части которой осуществляют последовательно мероприятия для решения тактических задач и достижения цели. Целью является восстановление социального статуса гражданина, формирование у него устойчивого отношения к сложным ситуациям, интеграция в общественно-полезную деятельность. Как процесс социальная реабилитация возможна только с помощью специалиста, организовывается в социальных учреждениях в специально созданных условиях, в ходе которых используются различные формы, методы и специальные средства воздействия [1, с. 115, 124].
Социальная реабилитация с точки зрения деятельностного подхода определяется авторами как субъект-объектные отношения посредством взаимосвязанных действий. Основной характеристикой является совместная деятельность специалиста и гражданина с ограниченными возможностями здоровья с целью подготовки объекта к продуктивной, активной и полноценной жизнедеятельности посредством специального обучения с созданием оптимальных условий [1, с. 136].