По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.444:2–79 DOI:10.33920/pol-01-2304-03

Социальная реабилитация детей из семей, пострадавших от деструктивных культов

Испулова Светлана Николаевна канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, Е-mail: sispulova@mail.ru, ORCID 0000-0002-9997-7174

Актуальность предпринятого исследования социальной реабилитации детей из семей, пострадавших от деструктивных культов, обусловлена тем, что на сегодняшний день количество деструктивных религиозных организаций увеличивается, так же как и число детей, подвергшихся их негативному влиянию. Решение данной проблемы заключается в развитии социально-реабилитационной деятельности, которая предполагает различные технологии, направленные на восстановление психического здоровья ребенка.

Литература:

1. Гавриленко Ю. В. Секты как особо опасное явление. Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020;1 7, 2: 100–106.

2. Джиамбалво К. Консультирование о выходе: практический обзор. American Family Foundation, 1993: 87.

3. Иващенко К. Р. Отсутствие государственного контроля над тоталитарными сектами в современных условиях: способы вербовки в тоталитарные секты / Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке. 2016: 49–53.

4. Ильюк Е. В. Право на свободу вероисповедания и деструктивные религиозные группы. Право: история и современность. 2018; 2: 100–102.

5. Кубиясова А. М. Факторы негативного воздействия на безопасность личности в деятельности запрещенной экстремистской религиозной организации «Свидетели Иеговы». Актуальные проблемы борьбы с преступлением и иными правонарушениями. 2020; 20–1: 204–206.

6. Мурог, И. А. Социальные сети как инструмент вербовки в секты / И. А. Мурог, Л. А. Виликотская / Интернет как реальность. 2017: 10–14.

7. Нешатаев А. В. Проблема профилактики вовлечения совершеннолетней молодежи в деструктивные религиозные организации и их социальной реабилитации / Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2021: 28–31.

8. Сергеев С. Е. Исследование сформированности профессионально важных качеств психолога, необходимых для ресоциализации подростков, подвергшихся религиозно-экстремистскому воздействию Наука и общество. 2021; 3: 24.

9. Тупикин, Р. В. Религиозная деятельность нерелигиозных организаций / Р. В. Тупикин, В. В. Баган. Право и государство: теория и практика. 2020; 5: 9–10.

10. Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием. М.: АСТ, 2006: 450.

11. Яблоков, И. Н. Основы религиоведения: учеб. / И. Н. Яблоков, М. П. Новиков и др. / под ред. И. Н. Яблокова. М.: Высш. шк., 1994; 368 с.

1. Gavrilenko Iu.V. Sekty kak osobo opasnoe iavlenie [Sects as a particularly dangerous phenomenon] / Iu.V. Gavrilenko // Vestnik Omskogo universiteta. Seriia «Pravo» [Bulletin of the Omsk University. Series «Law»]. 2020. Vol. 17, No. 2. P. 100–106. (In Russ.)

2. Dzhiambalvo K. Konsultirovanie o vykhode: prakticheskii obzor [Exit counseling: a practical review] // American Family Foundation Publishing House. — 1993. P. 87. (In Russ.)

3. Ivashchenko K. R. Otsutstvie gosudarstvennogo kontrolia nad totalitarnymi sektami v sovremennykh usloviiakh: sposoby verbovki v totalitarnye sekty [Lack of state control over totalitarian sects in modern conditions: methods of recruitment into totalitarian sects] / K. R. Ivashchenko // Perspektivy gosudarstvenno-pravovogo razvitiia Rossii v XXI veke [Prospects for State and Legal Development of Russia in the 21st Century]. 2016. P. 49–53. (In Russ.)

4. Iliuk E.V. Pravo na svobodu veroispovedaniia i destruktivnye religioznye gruppy [The right to freedom of religion and destructive religious groups] / E.V. Iliuk // Pravo: istoriia i sovremennost [Law: History and Modernity]. 2018. No. 2. P. 100–102. (In Russ.)

5. Kubiiasova A. M. Faktory negativnogo vozdeistviia na bezopasnost lichnosti v deiatelnosti zapreshchennoi ekstremistskoi religioznoi organizatsii «Svideteli Iegovy» [Factors of a negative impact on the security of the individual in the activities of the banned extremist religious organization «Jehovah's Witnesses»] / A. M. Kubiiasova // Aktualnye problemy borby s prestupleniem iinymi pravonarusheniiami [Topical Problems of Combating Crime and Other Offenses]. 2020. No. 20–1. P. 204–206. (In Russ.)

6. Murog I. A. Sotsialnye seti kak instrument verbovki v sekty [Social networks as a tool for recruiting into sects] / I. A. Murog, L. A. Vilikotskaia // Internet kak realnost [Internet as Reality]. 2017. P. 10–14. (In Russ.)

7. Neshataev A.V. Problema profilaktiki vovlecheniia sovershennoletnei molodezhi v destruktivnye religioznye oragniatsii i ikh sotsialnoi reabilitatsii [The problem of preventing the involvement of adult youth in destructive religious organizations and their social rehabilitation] / A.V. Neshataev // Aktutalnye problemy sovremennosti: nauka i obshchestvo [Topical Problems of the Present: Science and Society]. 2021. P. 28–31. (In Russ.)

8. Sergeev S. E. Issledovanie sformirovannosti professionalno vazhnykh kachestv psikhologa, neobkhodimykh dlia resotsializatsii podrostkov, podvergshikhsia religiozno-ekstremistskomu vozdeistviiu [A study of the formation of professionally important qualities of a psychologist necessary for the resocialization of adolescents subjected to religious extremist influence] / S. E. Sergeev // Nauka i obshchestvo [Science and Society]. 2021. № 3. — P. 24. (In Russ.)

9. Tupikin R.V. Religioznaia deiatelnost nereligioznykh organizatsii [Religious activity of non-religious organizations] / R.V. Tupikin, V.V. Bagan // Pravo i gosudarstvo: teoriia i praktika [Law and State: Theory and Practice]. 2020. No. 5. P. 9–10. (In Russ.)

10. Khassen S. Protivostoianie sektam i kontroliu nad soznaniem [Opposition to sects and mind control]. M. Publ. house «AST». 2006. P. 450. (In Russ.)

11. Iablokov I. N. Osnovy religiovedeniia [Fundamentals of Religious Studies]: textbook. / I. N. Iablokov, M. P. Novikov et al.; Ed. I. N. Iablokov. M.: Higher school, 1994. 368 p. (In Russ.)

Изучением проблематики деструктивных религиозных организаций занимались такие исследователи, как Гавриленко Ю. В., Иващенко К. Р., Ильюк Е. В., Кубиясова А. М., Мурог И. А., Виликотская Л. А., Нешатаев А. В., Тупикин Р. В., Яблоков И. Н.

Деструктивные религиозные организации — это сообщества, нахождение в которых может привести к разрушению духовного, психического, социального, физического, материального благополучия человека, что часто сопровождается разрушением его семьи и всей его жизни. Несмотря на то что большинство деструктивных сект запрещено законодательством Российской Федерации, многим из них удается развивать свою деятельность и распространять свои учения посредством обмана и манипуляций с уязвимой категорией людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Как правило, если человек попадает в деструктивную религиозную организацию — это отражается на всех членах его семьи. В ситуациях, когда родители вступают в деструктивную секту, дети автоматически становятся жертвами псевдорелигиозных учений, принципы и нормы которых могут кардинально отличаться от традиционных ценностей и нарушать права ребенка. Это приводит к тому, что дети, воспитывающиеся в семьях последователей деструктивных культов, перенимают их взгляды и убеждения, которые могут характеризоваться экстремистскими, радикальными и разрушительными установками, прочно укрепляющимися в сознании ребенка, вплоть до невозможности его реабилитировать. Поэтому задачей государства является развитие профилактической и реабилитационной деятельности для детей из семей, пострадавших от деструктивных культов.

Важно понимать, что для успешной реабилитации ребенка необходима работа специалистов со всей семьей. Кэрол Джиамбалво — консультант по оказанию помощи семьям, пострадавшим от деструктивных культов, разработала методику «Консультирование о выходе: семейное воздействие», цель которой заключается в развитии критического мышления и помощи членам деструктивных организаций в выходе из контролируемого и диссоциативного состояния сознания путем уважительного сообщения информации о той организации, в которой находится клиент. Для использования данной методики консультанту необходимо поддерживать хорошие отношения с членами семьи на протяжении всей работы, а также избегать различного рода конфликтов, связанных с ситуацией, в которой находится клиент. Методика предполагает командную работу, состоящую из 3–4 психологов и заинтересованных членов семьи. Консультирование включает следующие этапы [2]:

Для Цитирования:
Испулова Светлана Николаевна, Социальная реабилитация детей из семей, пострадавших от деструктивных культов. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: