Социально-экономическое состояние современного общества способствует ухудшению финансового положения семьи, а вследствие этого сокращению воспитательного потенциала родителей, что приводит к резкому увеличению неблагополучных семей.
В Ульяновской области проживает 157 тысяч семей, в которых воспитываются 225 тысяч несовершеннолетних детей, из них: 74 % — полные семьи, 26 % — неполные семьи; 2,8 % — семьи с детьми-инвалидами; 11 % — молодые семьи в возрасте до 30 лет, в которых воспитываются малолетние дети; 1,1 % — неблагополучные семьи с детьми. 142 тысячи семей (69 %) имеют одного ребенка, 58 тысяч семей (28 %) имеют двоих детей, и только 5372 семей (3 %) имеют троих детей и более.
В настоящее время большое значение уделяется государственной политике в интересах семьи и ребенка. Реализуется большое количество социальных программ и проектов, направленных на поддержку наиболее уязвимых категорий семей. Одним из приоритетных направлений государственной семейной политики в Российской Федерации является профилактика социального неблагополучия семей с детьми [4].
Прямым фактором в проявлении социального и семейного неблагополучия являются проблемы в функционировании института семьи.
Многочисленные исследования современной семьи подтверждают наличие различного рода проблем:
• социальные проблемы семьи, связанные с проблемами взаимодействия семьи и социальных институтов, пониженным социальным статусом семей, социальной изоляцией и отчужденностью семей;
• демографические проблемы семьи, связанные с изменением демографической ситуации в стране, сокращением численного состава семьи, нарушением межпоколенческих отношений;
• экономические проблемы семьи, связанные с ухудшением социально-экономической ситуации в стране, вследствие которой ухудшается экономическое положение семей, не удовлетворяются базовые потребности семьи в получении медицинских, образовательных, просветительских, оздоровительных и финансовых услуг;
• социально-психологические и психолого-педагогические проблемы семьи, связанные с нарушением системы детско-родительских отношений, жестоким обращением и насилием в семье, проблемами воспитательного характера в семье, нарушением взаимодействия семьи и образовательных организаций [3].