Социальная политика на корпоративном уровне должна в полной мере содержать цели и задачи, поставленные в последнем послании президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации [1] и в указе президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2]. Главным направлением при этом является «…повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытие таланта каждого человека» [2]. Актуальность поставленной задачи возрастает потому, что в России за последние годы выросла численность бедных до 19 млн граждан; неэффективна и структура занятости, что ведет к росту безработицы; снижается численность населения, в том числе трудоспособного; остается высокой платность образовательных и медицинских услуг; низкая доступность к улучшению жилищных условий и т. д.
В соответствии с конвенцией МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» предполагается повышение жизненного уровня; вознаграждения трудящихся; запрещение дискриминации; развитие просвещения или профессионального обучения [3].
За последние годы в периодических изданиях появилось немало статей, посвященных данной тематике, всё чаще организуются круглые столы, конференции, появились монографии, в которых рассматривается проблема социальной политики на корпоративном уровне в России.
При проведении настоящего исследования были использованы наработки, касающиеся общих вопросов совершенствования социальной политики в условиях рыночной экономики. Данные проблемы подробно рассмотрены в трудах Т. Заславской, А. Зубковой, С. Калашникова, Е. Катульского, А. Кибанова, Ю. Кокина, К. Микульского, В. Роика и др.
Корпоративная социальная политика — одно из важнейших направлений деятельности предприятия, призванное обеспечивать эффективное взаимодействие бизнеса, общества и государства, создание системы социальных гарантий внутри предприятия, его участие в реализации социальных программ и мероприятий, формирование норм корпоративной культуры. Основными индикаторами являются социальные программы, оплата труда, занятость населения и др. В основе деятельности предприятия могут содержаться нормативно-правовые документы, к которым относятся право на жилище, социальное обеспечение, охрану здоровья, отдых и др.