Понятие «социальная политика» используется для обозначения политики, применяемой государством для обеспечения благосостояния и социальной защиты, путей развития социального благополучия и академического изучения данного предмета. Теоретические основы социальной политики впервые были разработаны во второй половине XIX в. Разработано несколько моделей социальной политики:
Первая — «остаточная модель социальной политики» (остаточная) появилась в Англии в 1531 г. с созданием законов о бедных с целью регулирования обнищания жителей. Согласно принципу остаточной модели, государство предоставляет своему населению только самые необходимые услуги (оно оказывает помощь нуждающимся из средств, которые не были использованы государственными фондами). Основная идея этой модели — научить население обходиться без господдержки.
Вторая — это «государственно-перераспределительная модель социальной политики» (меритократическая). Она появилась благодаря деятельности профсоюзных организаций, идеям социального равенства и предполагает наличие системы социального страхования как основной составляющей системы социальной защиты граждан. Социальная помощь оказывается на основе индивидуальных ситуаций. Источником финансирования в государственно-перераспределительной модели являются социальные фонды.
Третья — «модель индустриально-экономического развития». В этой модели социальная защита охватывает помощь, страхование и медицинское обслуживание. Основа состоит в том, что социальные потребности удовлетворяются только при активном труде и дисциплине рабочей части общества. Источниками финансирования для этого являются страховые взносы рабочих и предпринимателей, а государство несет треть всех расходов по обслуживанию пенсионеров [16, с. 73].
Каждый год Президент РФ и руководители обеих палат Федерального Собрания обращаются с социальным посланием к народу России, содержащим основные положения социальной политики на текущий год. Эти послания конкретизируют положения «социальной доктрины» и «социальной стратегии Российской Федерации», реализация которых позволит упорядочить взаимосвязь социально-экономических решений и действий органов государственной власти на всех уровнях государственного управления, создать эффективные и гибкие системы приоритетов социального развития экономического прогресса.