Статья поступила 05.07.2025 г.
Статья подписана в печать 18.08.2025 г.
Гражданская авиация является стратегически важной сферой транспортной инфраструктуры, напрямую связанной с безопасностью общества и развитием экономики. Особенность отрасли заключается в высокой концентрации профессиональных рисков, обусловленных спецификой труда пилотов, диспетчеров, бортпроводников и технического персонала. Социальная политика в этой сфере охватывает вопросы охраны труда, медицинского обеспечения, социальной защиты работников и их семей, а также управления социальными рисками, влияющими на качество и безопасность полётов.
Исследования показывают, что транспортная связанность в Кыргызской Республике имеет выраженные дисбалансы, обусловленные горным рельефом и слабой инфраструктурой. Так, по данным У.Э. Курманова, Р.Б. Салморбековой, Ж.К. Исмаиловой и И.О. Полешкиной, более 80 % пассажирских перевозок междугороднего сообщения приходится на автомобильный транспорт, тогда как авиация используется в ограниченном масштабе. При этом около 12 % населённых пунктов страны вообще не имеют автобусного сообщения, что серьёзно затрудняет социальную мобильность и доступ к базовым услугам [14]. Эти данные подтверждают, что авиационная подвижность в условиях горной местности может рассматриваться как стратегический фактор обеспечения транспортной доступности и социальной интеграции населения.
По итогам 2024 года мировой пассажирский трафик вырос на 10,4 % к 2023-му и впервые превысил допандемический уровень 2019 года на 3,8 %; среднегодовая загрузка достигла рекорда 83,5 %. Это означает давление на персонал и дефицит кадров при высоких операционных темпах [12].
ACI World и ICAO оценили объём пассажиропотока 2024 года в 9,5 млрд (≈104 % от 2019 г.), что подтверждает полное восстановление отрасли [17].
На 2025 год IATA прогнозирует замедление роста пассажирского трафика до ~5,8 % год к году (после >10 % в 2024-м), что важно для планирования занятости и обучения. По данным глобального обзора Aviation: Benefits Beyond Borders (2024) авиация поддерживает ≈86,5 млн рабочих мест и даёт 3,9 % мирового ВВП любая нестабильность труда отражается на устойчивости транспортной системы и доходах домохозяйств [17].