По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.4: 629.7(575.2) DOI:10.33920/pol-01-2510-07

Социальная политика и управление социальными рисками в гражданской авиации: международный опыт и вызовы Кыргызстана

Салморбекова Рита Бобуевна доктор социологических наук, профессор кафедры естественно-научных дисциплин Кыргызского авиационного института им. И. Абдраимова, Член-корр. Академии авиации и воздухоплавания РФ, 720027, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Лущихина, 60, e-mail: r.salmorbekova@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы социальной политики и управления социальными рисками в сфере гражданской авиации. Отмечается, что гражданская авиация является стратегически значимым элементом транспортной инфраструктуры, обеспечивающим как экономическое развитие, так и социальную мобильность населения. Специфика отрасли связана с высокой концентрацией профессиональных и социальных рисков: психоэмоциональные нагрузки, усталость, нестабильность занятости, гендерный дисбаланс, угрозы социальной незащищённости работников и их семей. На основе международных и национальных данных, а также конкретных кейсов из практики Кыргызстана и зарубежных стран анализируются ключевые факторы, влияющие на безопасность полётов и устойчивость авиационной отрасли. Подчеркивается необходимость комплексной социальной политики, включающей государственное регулирование, корпоративную ответственность авиакомпаний и профсоюзное участие. Предлагаются пути снижения социальных рисков, такие как внедрение систем управления рисками усталости, развитие корпоративных социальных программ, повышение квалификации авиационного персонала и международное сотрудничество.

Литература:

1. Ассоциация воздушного транспорта. Aviation: Benefits Beyond Borders. – Женева : ATAG, 2024. – Режим доступа: https:// aviationbenefits.org (дата обращения: 21.08.2025).

2. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Психическое здоровье и благополучие авиационного персонала. – Женева: ВОЗ, 2023.

3. Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA). Ежегодный обзор безопасности 2024. – Кёльн : EASA, 2024. – 88 с. – Режим доступа: https://www.easa.europa.eu/en/document-library/general-publications/annual-safety-review-2024 (дата обращения: 21.08.2025).

4. Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA). Проблемы безопасности – усталость диспетчеров УВД. – Кёльн : EASA, 2024. – Режим доступа: https://www.easa.europa.eu (дата обращения: 21.08.2025).

5. Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA). Управление рисками безопасности, связанными с воздействием радиации на авиаперсонал. – Кёльн : EASA, 2023. – 34 с. – Режим доступа: https://www.easa.europa.eu (дата обращения: 21.08.2025).

6. Европейская ассоциация пилотов (ECA). Доклад по исследованию усталости. – Брюссель : ECA, 2023. – 42 с.

7. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Анализ рынка авиаперевозок – декабрь 2024 г. – Женева : IATA, 2025. – Режим доступа: https://www.iata.org (дата обращения: 21.08.2025).

8. Международная организация гражданской авиации (ICAO). Doc 9966. Системы управления рисками усталости – руководство для регуляторов. – 2-е изд. – Монреаль : ICAO, 2020. – 178 с.

9. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Экономический обзор и отраслевые тенденции 2025. – Женева : IATA, 2025. – Режим доступа: https://www.iata.org (дата обращения: 21.08.2025).

10. Международная организация гражданской авиации (ICAO). Глобальные и региональные 20-летние прогнозы. – Монреаль : ICAO, 2024.

11. Международная организация гражданской авиации (ICAO). Результаты аудита USOAP CMA – Кыргызская Республика. – Монреаль : ICAO, 2024.

12. Международная организация труда (МОТ). Конвенция № 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде. – Женева : МОТ, 1981. – Режим доступа: https://www.ilo.org (дата обращения: 21.08.2025).

13. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Транспорт в Кыргызской Республике : статистический ежегодник. – Бишкек : НСК КР, 2023.

14. Транспортная связанность и авиационная подвижность населения в развивающихся странах с горным рельефом: опыт Кыргызской Республики / У.Э. Курманов, Р.Б. Салморбекова, Ж.К. Исмаилова, И.О. Полешкина // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2025. – Т. 28, № 2. – С. 51-70. – DOI 10.26467/20790619-2025-28-2-51-70.

15. Управление гражданской авиации Великобритании (CAA). Руководство по воздействию космической радиации на авиаперсонал. – Лондон : CAA, 2023. – Режим доступа: https://www.caa.co.uk (дата обращения: 21.08.2025).

16. Европейский союз. Commission Regulation (EU) 2018/1042 of 23 July 2018 amending Regulation (EU) No 965/2012 as regards air operations requirements and introducing requirements concerning psychological assessment of flight crew and random alcohol testing // Official Journal of the European Union. – 2018. – L 188/3.

17. Aviation: Benefits Beyond Borders. – ATAG, 2024. – URL: https://aviationbenefits.org (дата обращения: 21.08.2025).

18. ILO. Convention No. 155 on Occupational Safety and Health and the Working Environment. – Geneva: International Labour Organization, 1981. – URL: https://www.ilo.org (дата обращения: 21.08.2025).

1. Associaciya vozdushnogo transporta. Aviation: Benefits Beyond Borders. – Zheneva : ATAG, 2024. – Rezhim dostupa: https:// aviationbenefits.org (data obrashheniya: 21.08.2025).

2. Vsemirnaya organizaciya zdravooxraneniya (VOZ). Psixicheskoe zdorov`e i blagopoluchie aviacionnogo personala. – Zheneva: VOZ, 2023.

3. Evropejskoe agentstvo po aviacionnoj bezopasnosti (EASA). Ezhegodny`j obzor bezopasnosti 2024. – Kyol`n : EASA, 2024. – 88 s. – Rezhim dostupa: https://www.easa.europa.eu/en/document-library/general-publications/annual-safety-review-2024 (data obrashheniya: 21.08.2025).

4. Evropejskoe agentstvo po aviacionnoj bezopasnosti (EASA). Problemy` bezopasnosti – ustalost` dispetcherov UVD. – Kyol`n : EASA, 2024. – Rezhim dostupa: https://www.easa.europa.eu (data obrashheniya: 21.08.2025).

5. Evropejskoe agentstvo po aviacionnoj bezopasnosti (EASA). Upravlenie riskami bezopasnosti, svyazanny`mi s vozdejstviem radiacii na aviapersonal. – Kyol`n : EASA, 2023. – 34 s. – Rezhim dostupa: https://www.easa.europa.eu (data obrashheniya: 21.08.2025).

6. Evropejskaya associaciya pilotov (ECA). Doklad po issledovaniyu ustalosti. – Bryussel` : ECA, 2023. – 42 s.

7. Mezhdunarodnaya associaciya vozdushnogo transporta (IATA). Analiz ry`nka aviaperevozok – dekabr` 2024 g. – Zheneva : IATA, 2025. – Rezhim dostupa: https://www.iata.org (data obrashheniya: 21.08.2025).

8. Mezhdunarodnaya organizaciya grazhdanskoj aviacii (ICAO). Doc 9966. Sistemy` upravleniya riskami ustalosti – rukovodstvo dlya regulyatorov. – 2-e izd. – Monreal` : ICAO, 2020. – 178 s.

9. Mezhdunarodnaya associaciya vozdushnogo transporta (IATA). E`konomicheskij obzor i otraslevy`e tendencii 2025. – Zheneva : IATA, 2025. – Rezhim dostupa: https://www.iata.org (data obrashheniya: 21.08.2025).

10. Mezhdunarodnaya organizaciya grazhdanskoj aviacii (ICAO). Global`ny`e i regional`ny`e 20-letnie prognozy`. – Monreal` : ICAO, 2024.

11. Mezhdunarodnaya organizaciya grazhdanskoj aviacii (ICAO). Rezul`taty` audita USOAP CMA – Ky`rgy`zskaya Respublika. – Monreal` : ICAO, 2024.

12. Mezhdunarodnaya organizaciya truda (MOT). Konvenciya № 155 o bezopasnosti i gigiene truda i proizvodstvennoj srede. – Zheneva : MOT, 1981. – Rezhim dostupa: https://www.ilo.org (data obrashheniya: 21.08.2025).

13. Nacional`ny`j statisticheskij komitet Ky`rgy`zskoj Respubliki. Transport v Ky`rgy`zskoj Respublike : statisticheskij ezhegodnik. – Bishkek : NSK KR, 2023.

14. Transportnaya svyazannost` i aviacionnaya podvizhnost` naseleniya v razvivayushhixsya stranax s gorny`m rel`efom: opy`t Ky`rgy`zskoj Respubliki / U.E`. Kurmanov, R.B. Salmorbekova, Zh.K. Ismailova, I.O. Poleshkina // Nauchny`j vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta grazhdanskoj aviacii. – 2025. – T. 28, № 2. – S. 51-70. – DOI 10.26467/2079-06192025-28-2-51-70.

15. Upravlenie grazhdanskoj aviacii Velikobritanii (CAA). Rukovodstvo po vozdejstviyu kosmicheskoj radiacii na aviapersonal. – London : CAA, 2023. – Rezhim dostupa: https://www.caa.co.uk (data obrashheniya: 21.08.2025).

16. Evropejskij soyuz. Commission Regulation (EU) 2018/1042 of 23 July 2018 amending Regulation (EU) No 965/2012 as regards air operations requirements and introducing requirements concerning psychological assessment of flight crew and random alcohol testing // Official Journal of the European Union. – 2018. – L 188/3.

17. Aviation: Benefits Beyond Borders. – ATAG, 2024. – URL: https://aviationbenefits.org (data obrashheniya: 21.08.2025).

18. ILO. Convention No. 155 on Occupational Safety and Health and the Working Environment. – Geneva: International Labour Organization, 1981. – URL: https://www.ilo.org (data obrashheniya: 21.08.2025).

Статья поступила 05.07.2025 г.

Статья подписана в печать 18.08.2025 г.

Гражданская авиация является стратегически важной сферой транспортной инфраструктуры, напрямую связанной с безопасностью общества и развитием экономики. Особенность отрасли заключается в высокой концентрации профессиональных рисков, обусловленных спецификой труда пилотов, диспетчеров, бортпроводников и технического персонала. Социальная политика в этой сфере охватывает вопросы охраны труда, медицинского обеспечения, социальной защиты работников и их семей, а также управления социальными рисками, влияющими на качество и безопасность полётов.

Исследования показывают, что транспортная связанность в Кыргызской Республике имеет выраженные дисбалансы, обусловленные горным рельефом и слабой инфраструктурой. Так, по данным У.Э. Курманова, Р.Б. Салморбековой, Ж.К. Исмаиловой и И.О. Полешкиной, более 80 % пассажирских перевозок междугороднего сообщения приходится на автомобильный транспорт, тогда как авиация используется в ограниченном масштабе. При этом около 12 % населённых пунктов страны вообще не имеют автобусного сообщения, что серьёзно затрудняет социальную мобильность и доступ к базовым услугам [14]. Эти данные подтверждают, что авиационная подвижность в условиях горной местности может рассматриваться как стратегический фактор обеспечения транспортной доступности и социальной интеграции населения.

По итогам 2024 года мировой пассажирский трафик вырос на 10,4 % к 2023-му и впервые превысил допандемический уровень 2019 года на 3,8 %; среднегодовая загрузка достигла рекорда 83,5 %. Это означает давление на персонал и дефицит кадров при высоких операционных темпах [12].

ACI World и ICAO оценили объём пассажиропотока 2024 года в 9,5 млрд (≈104 % от 2019 г.), что подтверждает полное восстановление отрасли [17].

На 2025 год IATA прогнозирует замедление роста пассажирского трафика до ~5,8 % год к году (после >10 % в 2024-м), что важно для планирования занятости и обучения. По данным глобального обзора Aviation: Benefits Beyond Borders (2024) авиация поддерживает ≈86,5 млн рабочих мест и даёт 3,9 % мирового ВВП любая нестабильность труда отражается на устойчивости транспортной системы и доходах домохозяйств [17].

Для Цитирования:
Салморбекова Рита Бобуевна, Социальная политика и управление социальными рисками в гражданской авиации: международный опыт и вызовы Кыргызстана. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: