В условиях экономического кризиса, вызванного пандемией, и падения доходов населения вопрос оказания адресной социальной помощи приобретает первоочередное значение.
Оплата ЖКУ — значительная часть расходов домохозяйств. Безусловно, система существующей социальной поддержки плательщиков ЖКУ требует совершенствования. В Российской Федерации уровень бедности — 12,6 %, а доля домохозяйств, получающих субсидии, — 5 %. Очевидно, что круг получателей адресной помощи должен быть расширен.
В 2020 году дискуссия о совершенствовании инструментов социальной поддержки плательщиков ЖКУ проводилась очень активно. В начале года Общественный совет при Минстрое сформулировал ряд предложений о совершенствовании процедур выплаты жилищной субсидии, которые были направлены в правительство. Надо отметить, что большинство предложений, касающихся совершенствования данного инструмента, касалось методики расчета размера субсидии.
Госдума и Минстрой сформулировали предложения ввести региональный стандарт не выше 15 % от совокупного уровня доходов семьи.
Владимир Путин утвердил 3 июля 2020 года перечень поручений по итогам встречи с членами рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации. Среди прочего там было задание до 1 ноября 2020 года представить предложения о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом уровня их бюджетной обеспеченности для софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в целях выравнивания условий получения указанной социальной поддержки на территории Российской Федерации. Срок прошел, но закон о едином стандарте не принят. В бюджет деньги не заложили.
При этом вопрос совершенствования инструментов социальной поддержки не сводится только к объему выплат, — уверена Разворотнева. Многие из тех, кто заслуживает адресной помощи, не могут ее получить из-за сложной и запутанной процедуры, дополнительных условий: отсутствие у претендента на субсидию долгов или реструктуризации задолженности; большое количество запрашиваемых документов; удаленность офисов приема: отсутствие методики расчета доходов семьи и т. п.