Социальная ответственность бизнеса связана с добровольными инициативами, которые принимают организации сверх своих юридических обязательств. Социальная ответственность дополняет, но она не может заменить государственную социальную политику. Глобальные корпорации рассматривают социальную ответственность как часть ведения бизнеса. Инициативы имеют различные формы — от принятия кодексов поведения, до проведения политики социального партнерства для осуществления социальных инициатив на региональном и местном уровне.
Задачи социального ответственного предпринимательства сформулированы в Социальной хартии российского бизнеса. Сегодня практически все крупные интеграционные компании имеют социальные программы развития предприятий. Многие представители делового сообщества обладают опытом реализации внешних социальных программ, включая различные благотворительные цели. Причем, немало из этих программ представляют социальные инвестиции, отвечающие местным сообществам и, включают в себя современные технологии управления.
По данным российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в интеграционных компаниях имеются и реализуются благотворительные программы, направленные на поддержку: различных категорий детей, нуждающихся в помощи, образования, науки, культуры, программ развития сообществ, гражданских инициатив и пр.
Социальная ответственность в самой организации проявляется в содержании и принципах корпоративной социальной политики. Корпоративная политика организации представляет собой использование услуг социального характера в организации, регулирование и управление ими. Под социальными услугами организации понимают услуги, которые организация предоставляет своим сотрудникам и членам их семей помимо заработной платы. Эти услуги предоставляются организацией на основе закона, тарифного соглашения, коллективного договора или добровольно.
Корпоративная социальная политика организации предполагает развитие мотивационных технологий для поощрения персонала. Однако система дополнительных социальных льгот должна быть не только привлекательной для сотрудника, но и ориентированной на успех организации; она должна быть выгодной для обоих производственных партнеров — соискателя и работодателя, направлена на повышение производительности труда в организации. Организация определяет внутреннюю социальную политику, ориентируясь на актуальные потребности, миссию и цели организации, а также учитывает потребности сотрудников. Корпоративная социальная политика должна отвечать духу времени, быть экономически оправданной.