Интеграционное сотрудничество, развиваемое между странами — участницами Северного совета и Совета министров северных стран, развивается весьма успешно, и оно характеризуется рядом замечательных особенностей, отличающих его от взаимодействия в рамках Евросоюза. Во-первых, оно развивается поступательно — от более простых к более сложным формам и осуществляется по довольно широкому диапазону взаимодействия. Началось оно с сотрудничества между парламентами в целях согласования законодательства стран-участниц и далее постепенно распространилось практически на все виды и формы международного сотрудничества. Во-вторых, оно развивается плавно, без кризисов и движения вспять в отличие от ЕС. Европейский союз уже пережил несколько кризисов, а в настоящее время находится в очередном из них. В-третьих, создание национальных производственных и инновационных систем в отдельных странах Севера Европы быстро переросло фактически в региональную производственную и инновационную систему. Первое выразилось в развитии международной специализации и кооперирования производства, а второе — в создании единого пространства НИОКР и инноваций, основанного на кооперации в области научных исследований и внедрения их результатов в производство товаров и услуг, в государственное управление, систему образования и социальную сферу. То есть североевропейская система специализации и кооперации охватывает практически все сферы жизни современного общества, развитие которого ориентировано на технологические, организационные и социальные новации.
Все это, вместе взятое, привело фактически к образованию действительно общего экономического пространства, настолько сблизились общие условия осуществления хозяйственной деятельности. Можно даже сказать, что на Севере Европы сформировалось нечто вроде квазифедерации. Вышеуказанные преимущества североевропейской интеграции обусловлены рядом факторов:
1. Она развивается между странами примерно одинакового уровня экономического, технологического и социального развития. Это создает благоприятную основу для равноправного и глубокого взаимодействия в отличие от ЕС, в котором такие различия довольно велики.