Уникальность экономико-географического положения Турции, располагающейся между зонами производства и потребления энергии, повысила значение страны как транзитера энергии, контролирующего черноморские проливы (Босфор и Дарданелл), и создала возможность обретения статуса международного энергетического хаба, осуществляющего поставки энергоресурсов из соседних стран-экспортеров. В этой связи сотрудничество между Турецкой Республикой и Российской Федерацией очевидно, поскольку Россия обладает значительными запасами энергоресурсов, а Турция нуждается в поставке энергоносителей и наращивании своего энергетического потенциала, в том числе используя свое уникальное месторасположение.
Экономическое сотрудничество между двумя странами имеет глубокие исторические корни и является важным для обеих сторон, особенно в энергетической сфере [8]. Однако турецкая многовекторная внешняя политика очень часто мешает развитию полноценного двустороннего сотрудничества. Действительно, в настоящее время мы можем наблюдать, что Турция во многих сферах зависит от своих западных партнеров (США и ЕС), но и российское направление представляет для нее немаловажное значение. Как отмечают многие эксперты, «руководство страны продолжит апеллировать и к России, и к Западу, отстаивая свои интересы на Ближнем Востоке и других направлениях», т. е. показывая равную значимость трех направлений: «"атлантического", ближневосточного (с упором на религиозную составляющую) и российского направлений» [3], но в то же время демонстрируя периодическую смену взаимоотношений как с традиционными союзниками, так и с Россией.
Несмотря на неопределенность, российская сторона заинтересована в развитии энергетического партнерства с Турцией. По мнению Мантусова В. Б., российские интересы не ограничиваются только торговлей энергоносителями или использованием Турции как посредника на российско-европейском рынке газа. Важным аспектом сотрудничества следует рассматривать инвестиционное взаимодействие, в том числе инвестирование в энергетическую сферу. Кроме того, немаловажными являются вопросы безопасности, где Турция может выступать союзником [5].