— Пока ещё у нас есть такой институт и такой уровень власти. как местное самоуправление. Кстати, не государственной власти. В Конституции РФ записано, что система органов самоуправления не входит в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Но полномочий этих сейчас не так уж много.
— Что касается полномочий… Многие говорят о том, что в момент принятия закона о местном самоуправлении в 2003 году полномочий, возможностей и ресурсов у городов было значительно больше, чем сейчас.
— Этот закон не был первым. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» появился ещё в 1995 году и носил во многом рамочный характер, закрепляя обозначенную в принятой двумя годами ранее Конституции РФ самостоятельность местного самоуправления, в том числе в выборе структуры органов местного самоуправления.
То, что происходит с законом 2003 года, нас очень огорчает. Со времени принятия в него были внесены сотни поправок, которые всё более сужали возможности местного самоуправления. Против некоторых специалисты и эксперты очень возражали, особенно по поводу новых организационных моделей. Но поправки продолжают вноситься ежегодно и в большом количестве.
В Законе 1995 года не было типов муниципальных образований — все муниципальные образования считались одинаковыми. И для всех было установлено 30 вопросов местного значения. Затем начались споры, что равное число вопросов и для маленького посёлка, и для крупного города — неправильно. Разные ресурсы, разные возможности. Тогда в новом Законе муниципальные образования разделили по типам. И сегодня ещё появляются новые типы муниципальных образований.
У городского округа сейчас есть более 40 вопросов местного значения, в том числе не свойственных местному самоуправлению — например, участие в профилактике терроризма и экстремизма.
При этом постоянно возникают вопросы. Возьмём, например, программу «Формирование комфортной городской среды». Это, конечно, вопрос местного самоуправления. Всё, что касается благоустройства города, прописано в вопросах местного значения. Но много лет у органов местного самоуправления денег на это практически не было. И вдруг появляется государственная программа. Это неправильно — нельзя государству брать на себя исполнение вопросов местного значения.