Проблема ХОБЛ является актуальной для Российской Федерации, в том числе для Среднего Поволжья России, характеризующегося развитой промышленностью и, как следствие, неблагоприятной экологической обстановкой [1, 4].
К большому сожалению, больные ХОБЛ обращаются за медицинской помощью уже на поздних стадиях заболевания, когда у них диагностируется дыхательная недостаточность и легочное сердце [2, 3]. По данным Европейского респираторного общества, только 25 % случаев выявляется на ранних стадиях [5, 6].
У курящих наблюдаются различные нарушения функции внешнего дыхания. Как правило, у них снижен объем форсированного выдоха за 1 с (FEV1) и наблюдается более быстрое снижение FEV1 по сравнению с бросившими курить и никогда не курившими, причем в обоих случаях имеется дозозависимый эффект. Никотиновая зависимость, являющаяся результатом курения, до последнего времени не рассматривалась как лекарственная частично потому, что вредное влияние на здоровье еще не было широко подтверждено и эта привычка не связывалась с очевидной интоксикацией или социальными отклонениями поведения [7]. Фармакологические и поведенческие процессы, которые определяют табачную наркоманию, очень схожи с аналогичными процессами, которые определяют наркоманию, вызванную героином и кокаином [2].
При изучении тканевых, клеточных и молекулярных особенностей слизистой оболочки бронхов у курильщиков без признаков ХОБЛ в бронхиальной стенке регистрировались структурные изменения компенсаторного характера [9]. У курящих пациентов с ХОБЛ наблюдались морфологические признаки нарушения гемодинамики, периваскулярный фиброз собственной пластинки, атрофия и плоскоклеточная метаплазия эпителиальной выстилки бронхов, ассоциированная с эндотелиальной дисфункцией и регенераторнопластической недостаточностью эпителиальных клеток. При бронхоскопическом исследовании у всех курильщиков без ХОБЛ в слизистой оболочке бронхов (СОБ) регистрировался очаговый катаральный эндобронхит, в то время как у пациентов с ХОБЛ эндоскопическая картина СОБ соответствовала фиброзному (88,3 %) или атрофическому (11,7 %) бронхиту [9–11].