Во время экономического развития большое количество первичных природных материалов потребляется и накапливается в виде опасного техногенного ресурса, что оказывает негативное влияние на окружающую среду. Если рассматривать сложившуюся экологическую ситуацию не как безвозвратный процесс, а как возможность сохранения природных ресурсов с повторным использованием материалов, то становится понятным, что возможность снизить воздействие на окружающую среду и обеспечить устойчивое развитие экономики — вполне выполнимая задача.
Ученые всего мира уделяют большое внимание отрасли переработки и утилизации, а количество изданий по этой теме продолжает расти. В базе данных Web of Science с 1996 по 2020 г. имеется более 7100 публикаций, посвященной этой теме. Проблема утилизации отходов крайне остро стоит и в АПК, о чем также имеется много публикаций, выступлений, докладов как в прессе, так и на многочисленных научно-практических региональных конференциях.
Отмечается много причин в необходимости принятия быстрейших мер по формированию системы утилизации СХТ, в том числе: старение парка (более 65 % машин эксплуатируется со сроками амортизации, превышающими 2–2,5 раза); обновление МТП (в настоящее время этот процесс на уровне 2,5–3 %); вхождение в состав МТП в значительных объемах техники зарубежного производства, эксплуатация которой сверх нормативных сроков ложится тяжелым бременем на ее собственников (ремонт, обслуживание, запчасти и т. д.).
По оценкам специалистов ФБГНУ ФНАЦ ВИМ, ежегодно более 40 тыс. единиц техники, животноводческого, ремонтно-технологического оборудования, транспортной техники других видов ресурсов выводится из эксплуатации и зачастую приобретает статус брошенной [1].
Брошенное и демонтированное оборудование наносит большой ущерб окружающей среде. Горючесмазочные материалы, задействованные в энергетической системе тракторов, система охлаждения, смазки, торможения содержат в себе крайне вредные для окружающей среды вещества. Наличие свинца, электролита, лития, никеля и других тяжелых металлов в батареях при попадании в землю и атмосферу наносит большой ущерб. Содержание большого количества пластика в конструкции современной энергонасыщенной техники, а также детали и крепления, покрытые лакокрасочными материалами, также могут являться негативными элементами при попадании в окружающую среду.