По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.8:616.28-008.14-057

Состояние центральных и периферических проводящих структур у пациентов с нейросенсорной тугоухостью профессионального генеза

Воздействие шума – важная проблема для гражданской авиации, где отмечается комплексное воздействие неблагоприятных производственных факторов на членов экипажей воздушных судов, приводящее к отрицательным изменениям в состоянии здоровья, снижению профессиональной работоспособности. Исходя из вышесказанного, целью проведенного исследования было изучение функционального состояния центральных и периферических проводящих структур у лиц, подвергавшихся в своей трудовой деятельности воздействию шума. В клинических исследованиях было обследовано 20 пациентов с диагнозом «нейросенсорная тугоухость» (НСТ) профессионального генеза, все – работники гражданской авиации. Средний возраст обследованных – 53,6 ± 4,6 года, средний стаж работы в условиях воздействия шума – 23,8 ± 3,6 года. У пациентов установлено нарушение функционального состояния нейронов соматосенсорной зоны коры головного мозга, таламических структур, страдает время центрального проведения – от нижних отделов ствола до коры головного мозга. На периферическом уровне отмечаются демиелинизирующие изменения в дистальном отделе срединного и большеберцового нервов, причем изменения наблюдаются как по моторным, так и по сенсорным аксонам.

Литература:

1. Николаев С.Г. Практикум по клинической электронейромиографии. – Иваново: ИГМА, 2003. – 264 с.

2. Панков В.А., Лахман О.Л., Пережогин А.Н., Тюткина Г.А., Кулешова М.В., Смирнова О.В. Динамика профессиональной заболеваемости в Восточной Сибири // Гигиена и санитария. – 2016. – № 12. – С. 1175–1179.

3. Панков В.А., Кулешова М.В., Шаяхметов С.Ф., Лахман О.Л., Бочкин Г.В. Гигиеническая оценка условий труда и состояние здоровья летного состава гражданской авиации // Медицина труда и промышленная экология. – 2017. – № 10. – С. 29–34.

4. Панкова В.Б., Бушманов А.Ю. Проблемы тугоухости у лиц летных профессий гражданской авиации России // Вестник оториноларингологии. – 2014. – № 6. – С. 27–30.

5. Рукавишников В.С., Панков В.А., Кулешова М.В. Итоги и  перспективы научных исследований по проблеме формирования сенсорного конфликта при воздействии шума и вибрации в условиях производства // Медицина труда и промышленная экология. – 2009. – № 1. – С. 1–5.

6. Рукавишников В.С., Панков В.А., Кулешова М.В., Катаманова Е.В., Картапольцева Н.В., Русанова Д.В., Бодиенкова Г.М., Титов Е.А. К теории сенсорного конфликта при воздействии физических факторов: основные положения и закономерности формирования // Медицина труда и промышленная экология. – 2015. – № 4. – С. 1–6.

7. Силькис И.Г. О роли базальных ганглиев в формировании рецептивных полей нейронов первичной слуховой коры и механизмы их пластичности // Успехи физиологических наук. – 2015. – Т. 46, № 3. – С. 60–75.

Иркутская область является высокоурбанизированным регионом Российской Федерации, где сохранение здоровья работающих является важнейшей частью развития экономики [2–4]. Однако значительная часть трудоспособного населения (более полумиллиона человек) работает в условиях, не отвечающих действующим санитарно-гигиеническим нормативам, подвергается комплексному воздействию неблагоприятных факторов производственной среды. В структуре профессиональной заболеваемости в Иркутской области в последние годы лидировали заболевания органов слуха (более 50 %), которые были представлены нейросенсорной тугоухостью (НСТ). Проблема распространенности НСТ многие годы является одной из важнейших в медицине труда и остается актуальной до настоящего времени, динамика показателей первичных случаев установления заболевания в целом по РФ не имеет тенденции к снижению [2].

Воздействие шума – весьма важная проблема для гражданской авиации, где она приобрела характер реальной и весьма серьезной угрозы для здоровья пилотов. Кроме шума, профессиональная деятельность членов экипажей воздушных судов гражданской авиации сопряжена с комплексным воздействием ряда неблагоприятных факторов, вызывающих отрицательные изменения в состоянии здоровья, снижение профессиональной работоспособности.

Наибольшее значение на организм пилота оказывает шумовой фактор, негативное влияние которого усугубляется высоким нервно-эмоциональным напряжением, что в конечном счете может вызывать развитие нейросенсорной тугоухости [3].

Исходя из вышесказанного, целью проведенного исследования было изучение функционального состояния центральных и периферических проводящих структур у лиц, подвергавшихся в своей трудовой деятельности воздействию шума.

В клинических исследованиях участвовала группа из 20 пациентов с диагнозом НСТ профессионального генеза, все обследованные – работники гражданской авиации.

Средний возраст обследованных составил 53,6 ± 4,6 года, средний стаж работы в условиях воздействия шума – 23,8 ± 3,6 года.

Для Цитирования:
Д. В. Русанова, О. Л. Лахман, Состояние центральных и периферических проводящих структур у пациентов с нейросенсорной тугоухостью профессионального генеза. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: