Анчоусовидная килька (Clupeonella engrauliformis, Borodin, 1904) — это морская теплолюбивая рыба, предпочитающая соленую воду и обитающая в открытых участках моря на глубине до 5 м. В основном нерестится в Среднем и Южном Каспии, в верхних слоях воды, при температуре от 13 до 24 °С. Процесс нереста происходит продолжительное время, с июня по ноябрь (при определенных условиях временной период включает в себя также май и декабрь) [4].
Промысловый запас килек в 1999 году составлял 1321 тыс. т, в том числе анчоусовидной — 707,6 тыс. т (53,4%). Анчоусовидная килька являлась доминирующим видом в промысловом улове на Каспии до конца 2000 года [7]. В 2001 году регистрировали массовую гибель анчоусовидной кильки в Каспийском море вследствие сейсмоактивности морского дна. В начале 2002 года вселение гребневика мнемиопсиса (Mnemiopsis leidyi) нанесло большой ущерб трофической структуре Каспия, косвенно снизив численность анчоусовидной тюльки [16; 17].
С 2015 года отмечается увеличение численности анчоусовидной кильки, также обнаружена высокая численность самок (8,1–8,4 млрд экз.) в Каспийском море, принимающих участие в размножении [14]. Однако в 2016–2017 годах выявлено снижение численности новых поколений, что указывает на понижение эффективности воспроизводства [11; 18]. Известно, что на изменение сложившихся условий жизни репродуктивная система рыб реагирует резорбцией половых клеток, что может привести к снижению ее плодовитости. В литературе сведения об изучении репродуктивной системы анчоусовидной кильки малочисленны [8; 12], поэтому исследование данного вопроса является актуальным.
Цель исследования: изучение состояния яичников и семенников анчоусовидной кильки в Каспийском море.
Отбор материала производился в летний период 2023 года в средней части Каспийского моря [15]. Исследовали гонады самцов и самок анчоусовидной кильки методами классической гистологии [9]. В ходе работы измеряли длину и массу особей, вычисляли гонадосоматический индекс (ГСИ, %) и коэффициент зрелости (КЗ, %) [13]. Для гистологического исследования отбирали и фиксировали в 10%-ном формалине фрагменты гонад размером 0,5×0,5 см, которые последовательно обезвоживали в спиртах восходящей концентрации (от 50 до 96°), затем проводили через целлоидин-кастровое масло. По истечении двух суток материал помещали в две смены хлороформа и пропитывали парафином. Окрашивание гистологических срезов тканей производили фуксином с докраской по Маллори. Просмотр гистологических препаратов осуществлялся с помощью микроскопа Olimpus BХ40 со встроенной камерой Toupcam 5.1 МР. Посредством микроскопирования определяли стадию зрелости гонад (СЗГ), выявляли морфологические нарушения половых клеток самок и самцов. У самок измеряли диаметр ооцитов и просчитывали процент резорбции половых клеток. Фиксирование на препарате 15 и более ооцитов с резорбцией из 100 просмотренных считалось основанием для отнесения самки к числу особей с нарушениями развития гонад. Количество исследованного материала составило 70 экз. Статистический анализ осуществляли в программном обеспечении MS Excel.